18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Закон о праве следования изменен в пользу художников

№60
Материал из газеты

Владимир Путин подписал новую редакцию закона об авторских отчислениях. Теперь, если художник не получил процент с каждой повторной продажи своего произведения юридическими лицами, он вправе обратиться в арбитражный суд

Подписанный президентом России Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» расширяет перечень оснований, на которых авторы оригиналов произведений изобразительного искусства смогут получать вознаграждение по праву следования. Поправки были инициированы и разработаны в Министерстве культуры РФ, затем их приняла Государственная Дума и одобрил Совет Федерации. Закон вступит в силу с 1 июня 2018 года.

В пункте 1 статьи 1293 уточняется, в каких случаях авторы произведений (в том числе художники, скульпторы, иллюстраторы и т. д.) получают процент от повторной продажи своих работ. В соответствии со старой редакцией статьи художники могли рассчитывать на процент с перепродажи только в том случае, если посредником в сделке выступало юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Теперь, как отмечает Минкультуры в официальном комментарии для TANR, «согласно принятому закону, они смогут получать вознаграждение при каждой перепродаже оригинала, в которой аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин участвуют не только в качестве посредника, но и в качестве продавца или покупателя». Таким образом, под действие закона об авторских отчислениях не попадают только сделки с искусством между физическими лицами. 

Кроме того, закон обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих (в любом качестве) в перепродаже произведений искусства, предоставлять сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения самому автору или организации по коллективному управлению, представляющей его интересы. 

Вознаграждение в пользу автора выплачивается продавцом произведения искусства. Детально процедура сбора и выплаты вознаграждения, учитывая новые положения статьи 1293 ГК РФ, будет прописана в изменениях к Постановлению Правительства РФ № 285 от 19 апреля 2008 года «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».

В июле 2017 года также были внесены поправки в статью 1252 ГК РФ «Защита исключительных прав», которые вступили в силу с 1 января 2018 года. Статью дополнили пунктом 5.1 следующего содержания: «В случае, если правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор подведомствен арбитражному суду, до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии».

Денис Лукашин, один из совладельцев и управляющий партнер группы компаний «Арт Консалтинг», поясняет суть нововведения: «Теперь в случае невыплаты вознаграждения авторские общества, которые его собирают, смогут привлекать правообладателя с претензией и уже через арбитражный суд добиваться выплаты вознаграждения от посредников, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (аукционы, галереи, дилеры, салоны и т. д.)».

Напомним, что право автора произведения на получение процента от перепродажи его работы в юридической практике называется «правом следования» (по-французски droit de suite, по-английски resale right) и применяется во многих европейских странах (Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция), но не действует в США. В отличие, например, от британского законодательства, где право следования распространяется только на живых авторов, в России право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (70 лет со дня смерти художника).

Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений утверждены постановлением правительства РФ в 2008 году, тогда же определили размер вознаграждения — примерно 5% от цены перепродажи (при сделках на суммы свыше 100 тыс. руб. рассчитывается по специальной формуле). Однако до октября 2014 года ГК РФ предполагал сборы только с публичной перепродажи картин и рукописей. Последние три года по закону под действие права следования попадает любая сделка с искусством, в которой участвует посредник, поэтому если на первом этапе действие закона фактически распространялось лишь на аукционные дома, то с 2014 года процент автору обязаны выплачивать также галеристы и, строго говоря, частные дилеры. Однако отследить подобные непубличные сделки практически невозможно, поэтому теперь в законе появился пункт об обязанности любого участника сделки, если он юридическое лицо или ИП, предоставлять сведения о продаже произведений искусства.

Очевидно, подготавливая почву для окончательного решения вопроса об авторских отчислениях, Минкульт в ноябре в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума провел круглый стол на тему «Правовое регулирование права следования в России: совершенствование законодательства, опыт работы организации по коллективному управлению правами, проблемы правоприменительной практики и перспективы на будущее». В обсуждении приняли участие юристы, художники и представители творческих союзов. Все они говорили о сложностях, которые возникают в связи с реализацией этого права.

Пока единственной аккредитованной Минкультуры российской организацией по управлению правами в этой сфере (авторские отчисления с перепродажи картин и рукописей) остается некоммерческое партнерство «УПРАВИС», с 2015 года находящееся под контролем Российского авторского общества (РАО). Государственная аккредитация УПРАВИС на осуществление деятельности по праву следования действует до 2023 года. 

Впрочем, до сих пор НП «УПРАВИС», в разных формах существующему с 2006 года, не удавалось наладить процедуру получения отчислений авторам с продавцов у нас в стране. Как рассказали TANR в пресс-службе партнерства, до настоящего времени выплата вознаграждения российским авторам и иным правообладателям за перепродажи произведений изобразительного искусства в основном осуществлялась за счет денежных средств, поступающих из-за рубежа. В УПРАВИС считают, что исполнению этой нормы закона мешает тот факт, что данное право является относительно новым институтом для России. Кроме того, бизнес по перепродаже произведений искусства зачастую не слишком прозрачен, а информация о продавце оригинала произведения и его покупателе, как правило, не афишируется. На Западе, например, в каталогах аукционных продаж до их начала указывается, какие произведения попадают под действие закона о праве следования. Российские продавцы искусства не привыкли к тому, что за интеллектуальные права художников нужно платить. «Надеемся, что вступление в силу новой редакции статьи 1293 ГК РФ позволит УПРАВИС вывести сотрудничество с аукционными домами и галереями в России на качественно новый уровень», — подчеркнули в организации. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+