Первая атака на Manifesta 10 отбита; фашизм, как и популизм, не пройдет — уверены в штабе фестиваля

manifesta press office
manifesta press office

C того момента, как эта полоса будет подписана в печать, и до того, когда она дойдет до читателя, в судьбе фестиваля Manifesta 10 в Санкт-Петербурге наверняка произойдут всякие перемены. Питерская Manifesta, чьи секреты весь предыдущий период подготовки держались за семью печатями, оказалась способной огорошивать новостями даже в таком закрытом режиме — редко, но метко прорывающимися известиями о внутрифестивальной жизни. (Может, прижимистые голландцы из амстердамского Manifesta Foundation так экономят на рекламе, думалось даже, — благодаря скандалам? В остальном Петербург пока мало в курсе большого европейского фестиваля, что пройдет у них через три месяца.)

Скажем, кто-нибудь еще, как Елена Ковылина, даст интервью зарубежному журналу, после чего только и станет ясно, что Ковылина — одна из участниц Manifesta (на данные о составе участников фестиваля, помимо тех, о ком и так сообщала пресс-служба, наложено табу, многочисленная команда хранит заговор молчания).

Или вот, скажем, наполнится контентом сайт www.manifesta10.org. Ну наконец-то!

Или кто-нибудь из участников биеннале объявит бойкот мероприятия — как это сделала группа «Что делать?» из-за российско-украинского конфликта, после того как стало известно о консолидируемом бойкоте фестиваля в Сети, на что организаторы Manifesta дали ответ: «Мы убеждены, что в сложившихся обстоятельствах необходимо продолжить начатое. Мы считаем, что остановка работы фонда Manifesta 10 по подготовке биеннале сейчас может быть воспринята как продолжение риторики в духе холодной войны и не станет достойным ответом на всю сложность существующей геополитической ситуации».

«Что делать?» в пику Manifesta опубликовали собственный манифест: «В долгожданном заявлении [Manifesta] дала понять, что... не готова принять этот вызов. В условиях обострения милитаристских настроений «Манифеста » демонстрирует, что способна реагировать на это лишь бюрократическим языком призывов к соблюдению законности и порядка — в ситуации, когда любая законность уже полетела ко всем чертям».

«Я процентов на 80 уверен, что Manifesta 10 вообще не состоится, — поделился в беседе с TANR своими соображениями Дмитрий Виленский, лидер «Что делать? ». — Сейчас трудно говорить о чем-либо определенно, ситуация меняется с каждым днем, но я думаю, что режим санкций, объявленный Евросоюзом, не обойдет и Manifesta. А ведь бюджет фестиваля формируется не только за счет принимающей стороны — весом и вклад европейских спонсоров. Что если и они откажутся давать деньги под фестиваль в России?»

Действительно, когда под большим вопросом оказывается вообще устройство объединенной Европы, вышло бы даже очень странно, если бы эта ситуация не затронула главный евроинтеграционный художественный фестиваль — сколько ни заявляй его организаторы о нежелании оказываться участниками чисто политической игры. Интересные, как никогда, события вокруг Manifesta заметно оттеняют немножко рутину евроинтеграционных процессов (которые рутинны, пока не идет речь о стрельбе и жертвах). Но теперь-то что-нибудь обязательно произойдет. И очень может быть, что к тому времени, как в руки читателя попадет этот номер TANR, читатель будет куДода как более в курсе будущего Manifesta 10. Что совершенно точно: 25 марта состоится (то есть, уже состоялась) пресс-конференция биеннале Manifesta 10 в Эрмитаже — и читатель наверняка теперь больше знает об основном проекте фестиваля, о том, что по плану принимает Эрмитаж, а также о тех примерно 43 авторах, о которых говорил куратор Каспар Кёниг еще в прошлом году и чей список сейчас должен утверждаться (нет, уже утвержден, ты уже знаешь эти имена, уважаемый читатель).

Наверняка там, как и планировалось, будет (уже есть) Борис Михайлов — с фотосерией, сделанной на Майдане-2013, снимки откуда наверняка вызовут чье-нибудь патриотическое беспокойство. Будет Бойс — о, конечно же, Бойс! — которого впервые покажут в Петербурге. Хотя, отмечали многие, странное это дело, что фестиваль молодой Европы, ценимый благодаря своему вниманию к молодым авторам, собирается нынче (в том, что касается основного проекта) более чем наполовину из покойников вроде Тимура Новикова или Владислава Мамышева-Монро, Луиз Буржуа и Нам Джун Пайка, а также именитых ветеранов — ну вот примерно как и сам многоуважаемый куратор. Марлен Дюма, Мария Лассниг, Илья Кабаков — не самая «молодость мира», да? Впрочем, для Кёнига, кто оперирует понятиями типа «вневременное», да и вообще известен работой с модернистским искусством неупразднимых, вечных визуальных ценностей, эта претензия может показаться просто смешной. А еще мы ждем публичной и параллельной программ фестиваля, руководимых, соответственно, Йоанной Варша и Николаем Молоком (параллельную программу, для которой даже дедлайн продлевали, объявят 17 апреля), плюс образовательной программы, ведомой Ангиамой Сепака. Образовательная программа обещает ночные дискуссии, а также замечательное плавание в октябре на теплоходе по Финскому заливу между европейскими Эстонией, Финляндией и Санкт- Петербургом, где тоже будут дискуссии, или «плавучий семинар», и в этих дискуссиях поучаствуют все-все-все, кто будет принят по записи на www.manifesta10.org/ education, — если только мы не передеремся в лоскуты до или в процессе и не побросаем друг друга за борт. Что в любом случае будет замечательным итогом панъевропейского фестиваля.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+