18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мастерская Петра Кончаловского стала мемориальным музеем

Главными звездами на открытии нового музея в квартире-мастерской одного из основателей «Бубнового валета» оказались внуки художника, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский

Новый московский музей «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» открылся в знаменитом булгаковском доме на Большой Садовой, в соседнем подъезде с музеем Михаила Булгакова. Художник-авангардист, бубнововалетовец Петр Кончаловский начал работать в этом доме в 1910 году. В 1917-м он переехал в мастерскую № 40 на четвертом этаже, которая оставалась в распоряжении семьи до 1996 года.

Идею директора Музея М.А.Булгакова Петра Мансилья-Круза устроить по соседству еще один музей поддержал Фонд Петра Кончаловского, и главным экспонатом в нем будет сама квартира. «Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти, — сказал на открытии внук художника режиссер Никита Михалков, продемонстрировавший кинематографический взгляд на вещи. — Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным».

Режиссер и писатель Андрей Кончаловский, в свою очередь, поделился воспоминаниями о деде. «Я вам расскажу: я в детстве готовил для деда краски, выкладывал на палитру в определенном порядке, который нельзя было спутать. Еще я держал гвозди. А холсты тогда приходилось делать из мешков».

Появление на открытии двух знаменитых наследников художника, кажется, затмило суть происходящего: именно они стали главными героями, тогда как экспозиция выглядела скромно. У огромного окна стоит верстак, герой картин Петра Кончаловского, который он, любитель делать все, от холстов до подрамников, сам, постоянно использовал в работе. Кроме исторических фотографий по квартире распределили старые ноты, несколько рисунков в тетрадях, этюдники, мастихины, кисти, стремянку и другие инструменты, собранные и приобретенные при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства. Единственная живопись в музее — изображающий все те же инструменты натюрморт сына Петра Петровича Михаила, который жил тут до конца 1990-х.

Живопись Петра Кончаловского в музее тоже можно будет посмотреть, правда только виртуально. Посетителям мастерской будут выдавать планшеты, которые при наведении на ту или иную часть интерьера покажут картины, предложат послушать рассказы о жизни живописца и посмотреть архивные документы.

Для публики музей откроется в феврале, но пока лишь на несколько месяцев. Летом архитектурное бюро «Рождественка» проведет здесь реставрацию, которая наконец откроет продолжающий огромное окно квартиры световой потолок, прикрытый в 1990-х из-за пожара и протечек.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+