Впервые на русском языке вышла книга популяризатора науки Марье Нурминен о картах мира разных эпох

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Исследование о том, какими способами наши предки изображали обитаемую вселенную

Карта античного мира в представлении фламандского картографа Абрахама Ортелия. Фото: Коллекция карт мира Юхи Нурминена, Хельсинки
Карта античного мира в представлении фламандского картографа Абрахама Ортелия.
Фото: Коллекция карт мира Юхи Нурминена, Хельсинки

Книга финской писательницы, популяризатора науки Марьё Т. Нурминен — об одном из изобразительных искусств. Правда, об особенном и не слишком продуманном в качестве такового. А ведь изображение Земли на карте, символичное не менее живописи или каллиграфии, — полноценное искусство. В этом легко убедиться, даже просто листая книгу: при обилии насыщенных текстов, она, по сути, все же альбом, полный репродукций карт разных эпох. Даже не умея расшифровывать их символический язык, нельзя не почувствовать: да это же волнующе красиво!

Нурминен М. Т. Мир на карте: Географические карты в истории мировой культуры. Пер.с фин. Н. Братчиковой, А. Игнатьева. Под науч.  ред. Д. Хотимского. М.: Паулсен, 2017. 352 с., ил.
Нурминен М. Т. Мир на карте: Географические карты в истории мировой культуры. Пер.с фин. Н. Братчиковой, А. Игнатьева. Под науч.  ред. Д. Хотимского. М.: Паулсен, 2017. 352 с., ил.

Искусство сложное, виртуозное, со своей эстетикой, своими условностями и традициями — недаром, как обращает наше внимание автор, существовали целые династии картографов (к одной из таких принадлежали, скажем, отец и сын Блау, которым посвящена целая глава), ведь прихотливое умение построения карт требовалось культивировать поколениями, передавать из рук в руки, впитывать с детства. Искусство, зависящее не только от научных достижений своего времени, но и от его эстетических установок, привычек, пристрастий и вообще вплетенное в культуру гораздо теснее, чем мы привыкли осознавать. 

Нурминен это осознает и берется прочитать историю карт ни больше ни меньше как в контексте всей истории мировой культуры, в том числе визуальной.

Гравюра, иллюстрирующая путевое письмо Христофора Колумба из Вест-Индии. Базельское издание. 1494. Фото: Библиотека Джона Картера Брауна
Гравюра, иллюстрирующая путевое письмо Христофора Колумба из Вест-Индии. Базельское издание. 1494.
Фото: Библиотека Джона Картера Брауна

Как бы назвать это искусство, которое не тождественно же рационально выстроенной практике картографирования с ее утилитарными целями, не сводится к ней? По аналогии с той же каллиграфией — отчего бы не «каллигеографией»?
Подобно другим искусствам, каллигеография в разные эпохи, показывает автор, не просто давала своим зрителям цельный — и, конечно, пристраст­ный — образ мира («Мир, увиденный из Венеции» — это одна из глав книги — совсем не таков, каким он представал глазам картографов каталонских или португальских). Каллигеография не менее иных художеств брала на себя роль наставницы, путеводительницы не только в земных, но и в духовных странствиях (особенно усердствовали в этом карты по священной географии, служившие приложениями к ранним христианским книгам). И у истоков ее не зря стояли не только моряки, но и монахи: то был один из путей спасения души, один из способов удивленной, внимательной благодарности Творению и его Творцу. Не менее прочих художеств она была носительницей культурной памяти и межкультурных связей, передавая средневековой Европе влияние Древнего Рима, связывая ее с арабским миром. Она вообще была отчаянно идеологична, ничуть не уступая в этом самой литературе, повествуя своими средствами о власти, могуществе, славе, работая как орудие пропаганды. Споря с картинами, коврами, скульптурами и драгоценностями, карты, особенно карты мира, в Голландии XVII века во дворцах знати и в богатых буржуазных домах стали предметами роскоши.

В созревании картографического искусства Нурминен выделяет шесть этапов, о каждом — своя часть книги (точнее, пять частей и послесловие). При этом она прослеживает еще и постепенный выход каллигео­графии из статуса явного искусства и превращение ее в инструмент науки, забывших свою эстетическую компоненту. Повествование обрывается, дойдя до XIX века. Дальше никаких чудес и красот — чистая наука и техника. Но читателя, уже воспитавшего свой глаз разглядыванием заполняющих этот альбом карт, не проведешь. Он-то знает: это прежде всего красиво. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+