18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Впервые на русском языке вышла книга популяризатора науки Марье Нурминен о картах мира разных эпох

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Исследование о том, какими способами наши предки изображали обитаемую вселенную

Карта античного мира в представлении фламандского картографа Абрахама Ортелия. Фото: Коллекция карт мира Юхи Нурминена, Хельсинки
Карта античного мира в представлении фламандского картографа Абрахама Ортелия.
Фото: Коллекция карт мира Юхи Нурминена, Хельсинки

Книга финской писательницы, популяризатора науки Марьё Т. Нурминен — об одном из изобразительных искусств. Правда, об особенном и не слишком продуманном в качестве такового. А ведь изображение Земли на карте, символичное не менее живописи или каллиграфии, — полноценное искусство. В этом легко убедиться, даже просто листая книгу: при обилии насыщенных текстов, она, по сути, все же альбом, полный репродукций карт разных эпох. Даже не умея расшифровывать их символический язык, нельзя не почувствовать: да это же волнующе красиво!

Нурминен М. Т. Мир на карте: Географические карты в истории мировой культуры. Пер.с фин. Н. Братчиковой, А. Игнатьева. Под науч.  ред. Д. Хотимского. М.: Паулсен, 2017. 352 с., ил.
Нурминен М. Т. Мир на карте: Географические карты в истории мировой культуры. Пер.с фин. Н. Братчиковой, А. Игнатьева. Под науч.  ред. Д. Хотимского. М.: Паулсен, 2017. 352 с., ил.

Искусство сложное, виртуозное, со своей эстетикой, своими условностями и традициями — недаром, как обращает наше внимание автор, существовали целые династии картографов (к одной из таких принадлежали, скажем, отец и сын Блау, которым посвящена целая глава), ведь прихотливое умение построения карт требовалось культивировать поколениями, передавать из рук в руки, впитывать с детства. Искусство, зависящее не только от научных достижений своего времени, но и от его эстетических установок, привычек, пристрастий и вообще вплетенное в культуру гораздо теснее, чем мы привыкли осознавать. 

Нурминен это осознает и берется прочитать историю карт ни больше ни меньше как в контексте всей истории мировой культуры, в том числе визуальной.

Гравюра, иллюстрирующая путевое письмо Христофора Колумба из Вест-Индии. Базельское издание. 1494. Фото: Библиотека Джона Картера Брауна
Гравюра, иллюстрирующая путевое письмо Христофора Колумба из Вест-Индии. Базельское издание. 1494.
Фото: Библиотека Джона Картера Брауна

Как бы назвать это искусство, которое не тождественно же рационально выстроенной практике картографирования с ее утилитарными целями, не сводится к ней? По аналогии с той же каллиграфией — отчего бы не «каллигеографией»?
Подобно другим искусствам, каллигеография в разные эпохи, показывает автор, не просто давала своим зрителям цельный — и, конечно, пристраст­ный — образ мира («Мир, увиденный из Венеции» — это одна из глав книги — совсем не таков, каким он представал глазам картографов каталонских или португальских). Каллигеография не менее иных художеств брала на себя роль наставницы, путеводительницы не только в земных, но и в духовных странствиях (особенно усердствовали в этом карты по священной географии, служившие приложениями к ранним христианским книгам). И у истоков ее не зря стояли не только моряки, но и монахи: то был один из путей спасения души, один из способов удивленной, внимательной благодарности Творению и его Творцу. Не менее прочих художеств она была носительницей культурной памяти и межкультурных связей, передавая средневековой Европе влияние Древнего Рима, связывая ее с арабским миром. Она вообще была отчаянно идеологична, ничуть не уступая в этом самой литературе, повествуя своими средствами о власти, могуществе, славе, работая как орудие пропаганды. Споря с картинами, коврами, скульптурами и драгоценностями, карты, особенно карты мира, в Голландии XVII века во дворцах знати и в богатых буржуазных домах стали предметами роскоши.

В созревании картографического искусства Нурминен выделяет шесть этапов, о каждом — своя часть книги (точнее, пять частей и послесловие). При этом она прослеживает еще и постепенный выход каллигео­графии из статуса явного искусства и превращение ее в инструмент науки, забывших свою эстетическую компоненту. Повествование обрывается, дойдя до XIX века. Дальше никаких чудес и красот — чистая наука и техника. Но читателя, уже воспитавшего свой глаз разглядыванием заполняющих этот альбом карт, не проведешь. Он-то знает: это прежде всего красиво. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+