18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картинная галерея имени Айвазовского преобразится к 2022 году

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Концепция развития феодосийского музея разработана специалистами Третьяковки

Так выглядел интерьер галереи Ивана Айвазовского при жизни художника. Фото: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Так выглядел интерьер галереи Ивана Айвазовского при жизни художника.
Фото: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Концепция, представленная в Министерстве культуры РФ  командой Государственной Третьяковской галереи, рассчитана на пять лет. За это время в крымском музее изменится многое — от залов до пиар-стратегии. После открытия в 2022 году обновленная Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского должна стать главным музеем Крыма и точкой притяжения туристов. 

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, за помощью именно к ним обратились из-за двух обстоятельств: успеха выставки Ивана Айвазовского (ее посетили рекордные 600 тыс. человек) и того, что программу cво­его развития Третьяковка разработала всего два года назад. «Особенность нашей работы с компанией Event Communications (разработчик концепции развития ГТГ. — TANR) состояла в том, что они обсуждали с нами все проблемы и все болевые точки и провели очень честный анализ плюсов и минусов, — рассказала Трегулова. — Мы понимаем, по какому пути надо идти, когда ты делаешь предложение по концепции развития». При этом, отметила она, речь о включении этого музея в структуру ГТГ не идет. 

Иван Айвазовский. Морское побережье. 1886. Фото: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Иван Айвазовский. Морское побережье. 1886.
Фото: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

В случае феодосийской галереи болевых точек оказалось немало. Музей пребывает на грани закрытия из-за аварийного состояния значительной части помещений, произведения не могут экспонироваться надлежащим образом. 

В концепции предлагается план поэтапной реконструкции строений — без прекращения приема посетителей. Предполагается не только приспособить к новым задачам основные здания музея, но и задействовать не используемые сейчас хозяйственные помещения, создав музейный квартал с просторным открытым двором в исторической усадьбе Айвазовского. Ядром его станет новое трехэтажное здание: здесь будет пространство для временных выставок площадью около 500 кв. м, а также фондохранилище — 1 тыс. кв. м. «Если картинную галерею реконструируют, она сможет принимать крупные выставочные проекты, — рассказывает Трегулова, — поскольку в настоящее время в регионе нет современных музейных пространств, куда центральные музеи могли бы привозить значимые выставки».

План поэтапной реконструкции строений. Этап 5. Фото: Государственная третьяковская галерея
План поэтапной реконструкции строений. Этап 5.
Фото: Государственная третьяковская галерея

Постоянная экспозиция после реконструкции сосредоточится в главном здании и выставочном зале Айвазовского, закрытом с 2010 года. Это существенно расширит возможности музея, который сейчас демонстрирует всего около 10% своего собрания, насчитывающего почти 14 тыс. единиц хранения. Мемориальный музей художника появится в бывших хозяйственных постройках и каретном сарае, а дом сестры Айвазовского частично займет администрация, в другой его части устроят фондохранилище. Вход в музей планируется сделать со двора. На цокольном этаже появятся кафе, библиоте­ка, гардероб и санузлы (сейчас туалеты не функционируют). В бывших хозяйственных помещениях откроются реставрационные мастерские, образовательный центр, ресторан с видом на море и даже арт-резиденция.

На время реконструкции предлагается сформировать выставку на основе музейной коллекции, которая могла бы гастролировать по России и подогреть интерес к открытию картинной галереи. Еще до начала реконструкции должен расшириться скромный штат музея, а параллельно с ней будет идти разработка бренда музея, фирменного стиля и нового сайта. 

Концепцию еще предстоит утвердить в Минкультуры, а также рассчитать бюджет. Эти вопросы, по словам Трегуловой, находятся вне компетенции Третьяковки. Одним из источников финансирования, по мнению министра культуры Владимира Мединского, может стать федеральный бюджет, поскольку проекты в Крыму находятся в приоритете. Сейчас из федерального бюджета частично финансируются, например, реконструкция музея-заповедника «Херсонес Таврический» и здания панорамы «Оборона Севастополя». 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+