18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Опубликованы уникальные материалы из легендарного архива Николая Харджиева

№59
Материал из газеты

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания ХХ века» выпущена первая книга запланированного трехтомника

Словосочетание «архив Харджиева» будоражило воображение исследователей и ценителей русского авангарда на протяжении почти четверти века. Хотя и раньше, задолго до отъезда Николая Ивановича Харджиева (1903–1996) из Москвы в Амстердам, слухи о его коллекции живописи, графики и редчайших документальных материалов время от времени циркулировали в узких кругах. Но даже в тех кругах едва ли кто-то имел представление об истинных размерах и составе многолетнего архива: его хозяин, посвятивший жизнь собиранию и исследованию авангардного культурного слоя, был скрытен и недоверчив. А потом новости хлынули одна за другой, главным образом скандально-детективного свойства. 
В 1993 году Николай Харджиев с женой Лидией Чагой эмигрировал в Голландию, сумев захватить с собой около половины бесценного архива. Другая его часть, тоже значительная, была конфискована на шереметьевской таможне в феврале 1994-го. В дальнейшем драматические коллизии только усугублялись: многочисленные «доброжелатели», по сути, лишили супругов возможности распоряжаться вывезенной частью коллекции; целый ряд произведений и документов из нее канул в безвестность. Большая же часть, 1427 единиц хранения, уже после смерти обоих супругов оказалась в амстердамском Стеделейк-музее. В свою очередь, в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) тоже произвели инвентаризацию, насчитав 1121 единицу хранения. Лишь через восемь лет после смерти Харджиева, в 2004-м, между двумя институциями начались переговоры о возможном объединении архива. Насчет живописи так ни о чем и не договорились, а вот рисунки, рукописи, фотографии и прочие документы авангардной эпохи все же вернулись в Россию в 2011 году. Еще несколько лет ушло на их изучение и систематизацию — и наконец настал момент для публикации.

Множество экспонатов из харджиевского архива можно сейчас увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS — она продлится до 30 января 2018 года. Одновременно идет работа над фундаментальным трехтомником, где воспроизводятся и комментируются тексты архивных документов, а также репродуцируются наиболее важные изображения и страницы рукописей. Важное добавление: это издание адресовано не только историкам искусства, но и широкому кругу читателей, что заметно даже на уровне полиграфического дизайна. Первый том недавно вышел из печати, следующий должен увидеть свет совсем скоро, в начале наступающего года. А вот появления третьей книги придется подождать, и это никак не зависит от усердия издательской команды во главе с Александром Парнисом и Андреем Сарабьяновым. В будущий том войдут материалы, связанные с личностью самого Николая Харджиева, — именно эту часть архива его владелец распорядился держать закрытой до 2019 года. Условие придется выполнять, хотя список документов для предстоящей публикации в целом уже намечен.

Харджиев не считал себя коллекционером в привычном понимании слова: свою миссию он видел в донесении до потомков подлинной истории отечественного футуризма и прочих авангардных движений. Однако задуманный им труд с исчерпывающими ответами на все вопросы так и не был создан. Нынешние публикаторы руководствовались, скорее, текстологической логикой и общим представлением об эпохе, не стремясь во что бы то ни стало перевернуть знакомую картину мира. Тем не менее в книгу включены документы, чью историческую ценность невозможно переоценить. Скажем, в первом томе опубликован текст рукописи Казимира Малевича под названием «Мы». В этом черновике программной статьи, писавшемся в Витебске, идеолог супрематизма распространяет свою теорию искусства на будущее переустройство всей планеты и ее окрестностей. 

По статьям Эль Лисицкого, датированным 1920–1922 годами, можно проследить, как исподволь менялась его художественная позиция — от безоговорочной преданности установкам Малевича в сторону зарождающегося конструктивизма. А из дневниковых записей Михаила Матюшина, которые он вел на протяжении 1910–1920-х, складывается поразительная картина жизни футуриста «вне манифестов»: глубоко личные суждения об искусстве соседствуют здесь с емкими психологическими портретами соратников (например, Филонов у него «обессмысливает форму», а Малевич именуется «дикарем») и философской лирикой («Большая радость быть на природе. Так хорошо, тихо, а прежде всего, так чисто от людей»). Самые разные нюансы отношений между единомышленниками всплывают в переписке между Казимиром Малевичем, Ниной Коган, Алексеем Ганом, Алексеем Крученых. 

Второй том обещает быть не менее увлекательным — достаточно упомянуть, что анонсирована публикация повести Велимира Хлебникова «Девы русские», никогда прежде не издававшейся. Получит продолжение и эпистолярная тема: в качестве авторов или адресатов писем здесь выступят Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Владимир Татлин, Василий Чекрыгин, Лев Юдин и другие значимые фигуры из того времени, которое, по Харджиеву, ни в коем случае нельзя называть «Серебряным веком». Ибо век был что ни на есть золотой. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+