18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер художник Владлен Гаврильчик

5 декабря ушел из жизни художник, поэт, легенда петербургской неофициальной культуры, точно назвавший себя «работником слова и кисти». Ему было 88 лет

Гаврильчик родился в 1929 году в семье военного, служившего на советско-афганской границе в узбекском городе Термез, и, хотя с детства увлекался рисованием, был готов к армейской карьере: Суворовское училище в Ташкенте, затем Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище, в звании лейтенанта он служил на Тихоокеанском флоте и был адъютантом адмирала. В 1955 году, уволившись в запас и вернувшись в Ленинград, Владлен Гаврильчик сосредоточивается на занятиях искусством и выбирает путь самодеятельного художника — он всегда высоко ценил творческую и социальную независимость. Начав с должности инженера в конструкторском бюро, в 1970-е годы он пробовал себя в самых разных профессиях: шкипер речной баржи, проводник почтового вагона, кочегар, машинист станции подмеса — все, что оставляло возможность заниматься искусством.

Большое влияние на Гаврильчика оказало знакомство с учениками Павла Филонова Михаилом Цыбасовым и Львом Кацнельсоном, впоследствии видным петербургским коллекционером. В конце 1960-х годов Гаврильчик начинает показывать свои работы на выставках, тогда же становятся известными его стихи. Он был признан и принят сразу в обоих неофициальных сферах — изобразительной и литературной: образный мир его поэзии и живописи составляет единое целое. Стихотворения выходили в альманахе «Аполлон-77», изданном Михаилом Шемякиным, и знаменитой поэтической антологии «У голубой лагуны» под редакцией Константина Кузьминского. Созданное Гаврильчиком является не стилизацией под наивное искусство, но его непосредственным продолжением в современных условиях, полностью отвечая понятию «городской фольклор». Его искусство постмодернистски вбирает в себя элементы метафизической живописи, «новой вещественности» и гиперреализма, оно может быть наполнено едкой соц-артистской иронией, оставаясь лиричным продолжением ленинградской пейзажной традиции. Помимо картин и рисунков, в последние годы жизни Гаврильчик делал ассамбляжи, получившие авторское наименование «шип-объект» и в равной мере продолжающие традицию морского моделирования и наследующие авангардной пластике. Произведения Гаврильчика представлены в большинстве главных музеев России и собраниях за рубежом. Его поэтическое наследие собрано в пять сборников, самые объемные из них названы «Изделия духа» (1995) и «Упражнения в ужасной словесности» (2004). В 2013 году он получил Премию Курехина в номинации «Почетный приз». Влияние фигуры Гаврильчика неоценимо для петербургского искусства. Прощание пройдет 10 декабря: отпевание в Спасо-Преображенском соборе в 12:00, похороны – на кладбище поселка Кирилловское.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+