Александра Калошина: «В моде моды нет, одна аналитика»

Основательница бренда платков Radical Chic рассказала TANR, как создать модную марку и продвигать мировые тенденции с помощью исконно русского аксессуара

Основательница компании SolstudioТextile Design и бренда Radical Chic Александра Калошина. Фото: Radical Chic
Основательница компании SolstudioТextile Design и бренда Radical Chic Александра Калошина.
Фото: Radical Chic

Обычно истории успешного бизнеса начинаются с какой-то совершенно неожиданной ситуации, которая меняет жизнь человека. Откуда вообще у выпускницы журфака появилось желание работать с тканью?

Действительно, идея возникла, когда я неожиданно обнаружила, что около моего дома на Патриарших невозможно найти место, где подшить брюки. Это был сложный 1999 год, все менялось. Хоть я и окончила журфак, я все-таки больше управленец. После окончания университета я занималась тем, что создавала бизнес, а потом успешно его продавала. И тут возникла ситуация с брюками. И, как итог, первый проект — ателье-студия «Соль». Помимо индивидуального пошива, мы были эксклюзивными представителями в России лучших производителей тканей в мире — и являемся ими и сейчас. 

Со временем, с опытом пришло понимание, что хочется самостоятельно производить ткань. Это был отчаянный шаг — попробовать потягаться с лидерами мирового рынка. Но у нас получилось — пять лет назад была создана студия текстильного дизайна Solstudio Textile Design. Наверное, главное подтверждение того, что всего за пять лет мы смогли добиться ощутимого успеха, — это признание на крупнейшей парижской выставке для профессионалов моды Première Vision. И если пять лет назад наш стенд единственной на выставке российской компании был незаметен, то сейчас мы занимаем одно из премиальных мест и вошли в постоянный список ее участников, число которых является непоколебимой константой.

Платок Radical Chic. Фото: Radical Chic
Платок Radical Chic.
Фото: Radical Chic

А в чем смысл вашего участия в таком салоне?

Première Vision — это событие, которое определяет модную индустрию на несколько лет вперед. Участники буквально создают то, что мы с вами видим потом на подиумах, в магазинах массмаркет-брендов. Мы привозим туда свои рисунки для текстиля и образцы того, как они будут выглядеть «в материале».

То есть ваша команда дизайнеров создает рисунок, вы печатаете его на образце, предлагаете клиенту, он его покупает, и вы больше не имеете на него прав?

Совершенно верно. Иногда, уже после, мы видим, как используется наш рисунок, понимаем, что угадали тенденцию. На последней выставке к нам пришла клиентка из Индии, специально надев платье с нашим рисунком. Клиенты из Гонконга принесли куртку, мы увидели и удивились тому, как они умело использовали нашу идею. Это очень приятно.

Очевидно, идея создавать не только дизайн для ткани, но и готовый продукт — платки, — это воплощение желания рассказать и показать что-то особенное?

Да, именно. Платок — это, по сути, журнал на шелке. Мы, как и все, следим за актуальными темами, погружены в мир. И нами двигало желание перенести волнующие нас последние новости, интересные истории на ткань. 

Еще до появления Radical Chic мы разрабатывали дизайн платков для клиентов и поняли, что у нас это хорошо получается. Рисунок у нас всегда необычный, озорной, практически не найдется платков с повторяющимися углами. В прошлом художнику было достаточно нарисовать только четверть платка, которая потом симметрично повторялась на всем полотне, у нас этого нет. 

Платок Radical Chic. Фото: Radical Chic
Платок Radical Chic.
Фото: Radical Chic

Понимает российская публика платок как аксессуар? Это все-таки больше европейское — повязать платок на шею, накинуть на пальто.

Все-таки не соглашусь. Потому что отношения с платком заложены в нас, если можно так сказать, на генетическом уровне, так исторически сложилось. 

Больше скажу, мы потеряли много предметов нашей культуры, но вот платок — он прошел через все перипетии. И на Западе, наравне с водкой, балетом и матрешкой, платок четко воспринимается как элемент русского культурного кода. Платок — это наше.

Но все же культура ношения несколько другая.

Да, мы не надеваем платок с той же легкостью, как француженки, или так же затейливо, как итальянки, которые могут его использовать даже в качестве пояса или украшения для сумки. Мы более традиционны, однозначно, но мы открыты новым идеям, европейскому взгляду на моду.

Платок Radical Chic. Фото: Radical Chic
Платок Radical Chic.
Фото: Radical Chic

Как появляются идеи дизайна? Рисунки ваших платков часто довольно ироничны, с юмором. Можно вспомнить влюбленных индюков или платок с колбасой, крынкой творога и другими яствами.

Рисунок платка, как и рисунок ткани, — это результат глубокого изучения рынка и тенденций. В моде нет моды, в моде — одна аналитика. То, что дизайнеры и модельеры выпускают на подиум на следующий сезон, мы должны для них продумать на два года вперед, потому что разрабатывается сначала ткань, а уже только потом одежда. 

У нас в штате восемь постоянных дизайнеров и еще 20 на фрилансе. Хотя, конечно, многие идеи исходят от меня. В поисках вдохновения я просматриваю огромное количество изображений, просматриваю статьи ведущих мировых изданий и материалы независимых блогов, обложки музыкальных дисков, книг, фильмы. 

Что касается иронии, то нам хочется поймать ощущение между современностью и классикой, историей, благодаря которой рождается каре, и острым, всегда новым стилем изображения. Цвет — это отдельная ценность наших каре. Попав в наши бутики, можно потеряться в изобилии красок и необычных рисунков, это яркий, озорной и в то же время элегантный мир.

Как сильно вырос бренд за пять лет существования?

Рост ощутимый, и мы продолжаем развиваться. Собственных бутиков в России у нас на данный момент два, скоро откроется третий, плюс 46 точек продаж, включая все самые знаковые: ГУМ, ЦУМ и прочие. А за рубежом мы представлены уже в пяти странах.

Как вы сами считаете, есть у Radical Chic конкуренты в России?

Вы знаете, я, вопреки всем учебникам по маркетингу, никогда ни на кого не оглядываюсь и не изучаю конкурентную среду, всегда отталкиваюсь только от запросов аудитории. Наверное, в этом наш секрет успеха. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+