18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фабрика-кухня архитектуры Cтраны Советов

№58
Материал из газеты

К юбилею революции Музей им. А.В.Щусева показывает проекты советского авангарда 1920–1930-х годов

Музей архитектуры им. А.В.Щусева собрал на выставку архитектурную графику, живопись, макеты из музеев двух столиц и частных коллекций. Герои того пассионарного времени воспринимаются сегодня как соратники и единомышленники, хотя Иван Фомин был на 30 лет старше Ивана Леонидова, а они вместе были современниками «Черного квадрата» Казимира Малевича, его «архитектонов» и проекта «Памятника III Интернационалу» Владимира Татлина. Николай Ладовский основал АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1924),  Александр Веснин — ОСА (Объединение современных архитекторов, 1925), во ВХУТЕМАСе преподавали братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников. Тогда же в дискуссиях родились понятия «соцгород», «жилкомбинат», «коммунальный дом», «фабрика-кухня».  А самое удивительное, что некоторые  замыслы даже реализовались. На короткое время совпали интересы архитекторов и власти, строившей социализм в отдельно взятой стране. 

Выставка интересна как попытка выделить в проектной и строительной практике двух бурных десятилетий типологию зданий: промышленные, спортивные, жилые, общественные. Начало выставки — эскизы «Города Солнца» Леонидова. Не столь важно, когда архитектор начал работу над проектом, интереснее мотивация: найти новый образ столицы. А если он найден, то не выглядит несбыточной фантастикой и «Летающий город» Георгия Крутикова. И уж совсем прагматичным кажется план развития Москвы «Парабола» Николая Ладовского: развивать столицу вдоль северо-западной оси (Тверская улица), тогда в плане она будет напоминать параболу или комету и в итоге сольется с Ленинградом.

Одним из образцов советского конструктивизма стал проект московской редакции газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных. На крошечном участке 6 х 6 м была задумана башня с киоском печати внизу, офисами в средних этажах и завершением, говоря современным языком, центром мультимедиа. Проект не был реализован, но на Страстной площади появился не менее замечательный дом «Известия» Григория Бархина. Илья Голосов создает проект «Электробанка» в своем фирменном стиле с круглой башней на углу здания. Сходный прием и в его же реализованном ДК им. Зуева. 

Строительство Дворцов культуры советская власть считала важной задачей, и архитекторы откликнулись на социальный запрос. ДК им. Русакова создал Константин Мельников, ДК им. Горького в Ленинграде — Александр Гегелло, ДК ЗИЛ — братья Веснины. 

Иван Леонидов справедливо стал центральной фигурой в разделе «Главное здание страны». Речь идет о конкурсе 1934–1936 годов на проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади, на месте ГУМа. Леонидов пишет о своем проекте: «Центром композиции являются высотные башни… Башен три. Первая — прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции. Круглая башня задумана как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал — стеклянный кирпич… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун. Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах». Глаз не оторвать от леонидовских «увражей», но это еще и памятник силе человеческого духа.

От дома Наркомтяжпрома логика выставки ведет к промышленному конструктивизму Весниных в комплексе Днепрогэса с  участием и Николая Колли, работавшего вместе с Ле Корбюзье над проектом здания Центросоюза. Колли представлен и редким проектом стадиона «Динамо» в Минске (1945). Алексей Щусев в 1926 году участвует в конкурсе на проект здания Центрального телеграфа (не был реализован). 

А завершают выставку жилье и «социалка». За несколько лет до ДК ЗИЛ братья Веснины создали эскиз застройки Ленинской (бывшей Симоновской) слободы. Сейчас эти трехэтажки выглядят даже романтично. Поликлиника Наркомата путей сообщения (1933) стала последним проектом Ивана Фомина, реализованным при его жизни. Здание наркомата завершили в 1938 году. На эскизе видно, что и поликлиника должна была получить угловую башню. Этого выразительного объема ей не хватает.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции
1 декабря 2017– 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+