18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О призраках, рыцарях, театре и политике

О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров

Выставка «Призрак — рыЦАРЬ» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» продолжает готическую сагу, что была начата в прошлом году проектом-исследованием «Ожившая пьеса императрицы», посвященным никому почти не известной готической новелле государыни Екатерины II. Весной этого года фонд IN ARTIBUS и Государственный музей архитектуры впервые в истории представили самую исчерпывающую на сегодняшний день выставку-версию «готического вкуса» века Просвещения во всех областях культуры и искусства (литература, архитектура, изоискусство, быт, театр, философия и эстетика). Восемь разделов выставки предъявили феномен этого вкуса прежде всего как некую метафору, помогавшую людям века Просвещения собрать свой мир. В нем Средневековье отвечает не позитивистской точной исторической науке, а поэтической аллюзии, отправляющей в дебри тайного знания, возвышенных тем, в миры ужасного и иррационального — того, что было вытеснено здравым смыслом Просвещения.

Мерцающие сюжеты, сверкающие хрупкие шпили театрализованных строений в «готическом вкусе» странным образом узнают себя в современной культуре, избегающей постмодернистских цитат ради проблесков истины в странном сочетании несочетаемого, ощущении неощущаемого, нарушении норм и конвенций. Эта метамодернистская стратегия определила образ программы «Призрак — рыЦАРЬ», посвященной самому эксцентричному правителю на российском престоле — Павлу I.

Один из лейтмотивов новой выставки — опасная близость театра и большой политики. Павла I называли «русским Гамлетом». Невероятное сходство вымышленной биографии Гамлета, ставшего жертвой династийных преступлений, и Павла Петровича, заложника преступлений российского трона, возможно, определили особую, фанатичную даже, страсть великого князя, затем императора к театральному искусству. Театр Павел обожал, тонко понимал и был не прочь использовать приемы и риторику этого вида искусства. Многие политические послания он филигранно стилизовал под изощренную фабулу старинных пьес с «готическим» сюжетом. Кульминацией оказался написанный незадолго до насильственной смерти вызов государям Европы на рыцарский турнир ради честного поединка и решения в нем всех споров и интриг. Инсценировка этого вызова очень сложна и насыщенна многими романтическими и сценическими реминисценциями. Зная трагические последствия публикации этого вызова, сегодня особенно остро чувствуешь, сколь опасен мезальянс театра с его особым простодушием и бескорыстием и изуверской большой политики. «Вызов» Павла становится кульминацией нашей выставочной программы.

К проекту привлечена впечатляющая команда российских современных художников. Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ специально для выставки создают настенные росписи, живопись, скульптуру и инсталляции. А режиссеры Андрей Сильвестров, Юлия Овчинникова и Влад Латош вместе с актерами-выпускниками Школы-студии МХАТ «оживляют» документы эпохи Павла I и тексты готических романов и поэзии. Доспехи Павла I примерит на себя Петр Скворцов, знакомый по фильму Кирилла Серебренникова «Ученик».

Одновременно с выставкой «Призрак — рыЦАРЬ» откроется первый в России интернет-ресурс «Роман готического вкуса», посвященный феномену «готического вкуса» во всех его интригующих аспектах.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Призрак — рыЦАРЬ
25 ноября 2017 — 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+