18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О призраках, рыцарях, театре и политике

О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров

Выставка «Призрак — рыЦАРЬ» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» продолжает готическую сагу, что была начата в прошлом году проектом-исследованием «Ожившая пьеса императрицы», посвященным никому почти не известной готической новелле государыни Екатерины II. Весной этого года фонд IN ARTIBUS и Государственный музей архитектуры впервые в истории представили самую исчерпывающую на сегодняшний день выставку-версию «готического вкуса» века Просвещения во всех областях культуры и искусства (литература, архитектура, изоискусство, быт, театр, философия и эстетика). Восемь разделов выставки предъявили феномен этого вкуса прежде всего как некую метафору, помогавшую людям века Просвещения собрать свой мир. В нем Средневековье отвечает не позитивистской точной исторической науке, а поэтической аллюзии, отправляющей в дебри тайного знания, возвышенных тем, в миры ужасного и иррационального — того, что было вытеснено здравым смыслом Просвещения.

Мерцающие сюжеты, сверкающие хрупкие шпили театрализованных строений в «готическом вкусе» странным образом узнают себя в современной культуре, избегающей постмодернистских цитат ради проблесков истины в странном сочетании несочетаемого, ощущении неощущаемого, нарушении норм и конвенций. Эта метамодернистская стратегия определила образ программы «Призрак — рыЦАРЬ», посвященной самому эксцентричному правителю на российском престоле — Павлу I.

Один из лейтмотивов новой выставки — опасная близость театра и большой политики. Павла I называли «русским Гамлетом». Невероятное сходство вымышленной биографии Гамлета, ставшего жертвой династийных преступлений, и Павла Петровича, заложника преступлений российского трона, возможно, определили особую, фанатичную даже, страсть великого князя, затем императора к театральному искусству. Театр Павел обожал, тонко понимал и был не прочь использовать приемы и риторику этого вида искусства. Многие политические послания он филигранно стилизовал под изощренную фабулу старинных пьес с «готическим» сюжетом. Кульминацией оказался написанный незадолго до насильственной смерти вызов государям Европы на рыцарский турнир ради честного поединка и решения в нем всех споров и интриг. Инсценировка этого вызова очень сложна и насыщенна многими романтическими и сценическими реминисценциями. Зная трагические последствия публикации этого вызова, сегодня особенно остро чувствуешь, сколь опасен мезальянс театра с его особым простодушием и бескорыстием и изуверской большой политики. «Вызов» Павла становится кульминацией нашей выставочной программы.

К проекту привлечена впечатляющая команда российских современных художников. Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ специально для выставки создают настенные росписи, живопись, скульптуру и инсталляции. А режиссеры Андрей Сильвестров, Юлия Овчинникова и Влад Латош вместе с актерами-выпускниками Школы-студии МХАТ «оживляют» документы эпохи Павла I и тексты готических романов и поэзии. Доспехи Павла I примерит на себя Петр Скворцов, знакомый по фильму Кирилла Серебренникова «Ученик».

Одновременно с выставкой «Призрак — рыЦАРЬ» откроется первый в России интернет-ресурс «Роман готического вкуса», посвященный феномену «готического вкуса» во всех его интригующих аспектах.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Призрак — рыЦАРЬ
25 ноября 2017 — 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+