О призраках, рыцарях, театре и политике

О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров

Графический лист Леонида Цхэ на тему «Михайловский замок». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Графический лист Леонида Цхэ на тему «Михайловский замок».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Выставка «Призрак — рыЦАРЬ» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» продолжает готическую сагу, что была начата в прошлом году проектом-исследованием «Ожившая пьеса императрицы», посвященным никому почти не известной готической новелле государыни Екатерины II. Весной этого года фонд IN ARTIBUS и Государственный музей архитектуры впервые в истории представили самую исчерпывающую на сегодняшний день выставку-версию «готического вкуса» века Просвещения во всех областях культуры и искусства (литература, архитектура, изоискусство, быт, театр, философия и эстетика). Восемь разделов выставки предъявили феномен этого вкуса прежде всего как некую метафору, помогавшую людям века Просвещения собрать свой мир. В нем Средневековье отвечает не позитивистской точной исторической науке, а поэтической аллюзии, отправляющей в дебри тайного знания, возвышенных тем, в миры ужасного и иррационального — того, что было вытеснено здравым смыслом Просвещения.

Евгения Буравлева. Эскиз картины «Большой дворец в Царицыне». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Евгения Буравлева. Эскиз картины «Большой дворец в Царицыне».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Мерцающие сюжеты, сверкающие хрупкие шпили театрализованных строений в «готическом вкусе» странным образом узнают себя в современной культуре, избегающей постмодернистских цитат ради проблесков истины в странном сочетании несочетаемого, ощущении неощущаемого, нарушении норм и конвенций. Эта метамодернистская стратегия определила образ программы «Призрак — рыЦАРЬ», посвященной самому эксцентричному правителю на российском престоле — Павлу I.

Егор Кошелев. Фрагмент картины «Призрак». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Кошелев. Фрагмент картины «Призрак».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Один из лейтмотивов новой выставки — опасная близость театра и большой политики. Павла I называли «русским Гамлетом». Невероятное сходство вымышленной биографии Гамлета, ставшего жертвой династийных преступлений, и Павла Петровича, заложника преступлений российского трона, возможно, определили особую, фанатичную даже, страсть великого князя, затем императора к театральному искусству. Театр Павел обожал, тонко понимал и был не прочь использовать приемы и риторику этого вида искусства. Многие политические послания он филигранно стилизовал под изощренную фабулу старинных пьес с «готическим» сюжетом. Кульминацией оказался написанный незадолго до насильственной смерти вызов государям Европы на рыцарский турнир ради честного поединка и решения в нем всех споров и интриг. Инсценировка этого вызова очень сложна и насыщенна многими романтическими и сценическими реминисценциями. Зная трагические последствия публикации этого вызова, сегодня особенно остро чувствуешь, сколь опасен мезальянс театра с его особым простодушием и бескорыстием и изуверской большой политики. «Вызов» Павла становится кульминацией нашей выставочной программы.

Егор Плотников. Модель инсталляции «Трофей» для Малого дворца в Царицыне. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Плотников. Модель инсталляции «Трофей» для Малого дворца в Царицыне.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

К проекту привлечена впечатляющая команда российских современных художников. Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ специально для выставки создают настенные росписи, живопись, скульптуру и инсталляции. А режиссеры Андрей Сильвестров, Юлия Овчинникова и Влад Латош вместе с актерами-выпускниками Школы-студии МХАТ «оживляют» документы эпохи Павла I и тексты готических романов и поэзии. Доспехи Павла I примерит на себя Петр Скворцов, знакомый по фильму Кирилла Серебренникова «Ученик».

Егор Плотников. Модель инсталляции «Призрак. рыЦАРЬ» с картиной Егора Кошелева в Малом дворце в Царицыне. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Плотников. Модель инсталляции «Призрак. рыЦАРЬ» с картиной Егора Кошелева в Малом дворце в Царицыне.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Одновременно с выставкой «Призрак — рыЦАРЬ» откроется первый в России интернет-ресурс «Роман готического вкуса», посвященный феномену «готического вкуса» во всех его интригующих аспектах.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Призрак — рыЦАРЬ
25 ноября 2017 — 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+