О призраках, рыцарях, театре и политике

О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров

Графический лист Леонида Цхэ на тему «Михайловский замок». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Графический лист Леонида Цхэ на тему «Михайловский замок».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Выставка «Призрак — рыЦАРЬ» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» продолжает готическую сагу, что была начата в прошлом году проектом-исследованием «Ожившая пьеса императрицы», посвященным никому почти не известной готической новелле государыни Екатерины II. Весной этого года фонд IN ARTIBUS и Государственный музей архитектуры впервые в истории представили самую исчерпывающую на сегодняшний день выставку-версию «готического вкуса» века Просвещения во всех областях культуры и искусства (литература, архитектура, изоискусство, быт, театр, философия и эстетика). Восемь разделов выставки предъявили феномен этого вкуса прежде всего как некую метафору, помогавшую людям века Просвещения собрать свой мир. В нем Средневековье отвечает не позитивистской точной исторической науке, а поэтической аллюзии, отправляющей в дебри тайного знания, возвышенных тем, в миры ужасного и иррационального — того, что было вытеснено здравым смыслом Просвещения.

Евгения Буравлева. Эскиз картины «Большой дворец в Царицыне». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Евгения Буравлева. Эскиз картины «Большой дворец в Царицыне».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Мерцающие сюжеты, сверкающие хрупкие шпили театрализованных строений в «готическом вкусе» странным образом узнают себя в современной культуре, избегающей постмодернистских цитат ради проблесков истины в странном сочетании несочетаемого, ощущении неощущаемого, нарушении норм и конвенций. Эта метамодернистская стратегия определила образ программы «Призрак — рыЦАРЬ», посвященной самому эксцентричному правителю на российском престоле — Павлу I.

Егор Кошелев. Фрагмент картины «Призрак». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Кошелев. Фрагмент картины «Призрак».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Один из лейтмотивов новой выставки — опасная близость театра и большой политики. Павла I называли «русским Гамлетом». Невероятное сходство вымышленной биографии Гамлета, ставшего жертвой династийных преступлений, и Павла Петровича, заложника преступлений российского трона, возможно, определили особую, фанатичную даже, страсть великого князя, затем императора к театральному искусству. Театр Павел обожал, тонко понимал и был не прочь использовать приемы и риторику этого вида искусства. Многие политические послания он филигранно стилизовал под изощренную фабулу старинных пьес с «готическим» сюжетом. Кульминацией оказался написанный незадолго до насильственной смерти вызов государям Европы на рыцарский турнир ради честного поединка и решения в нем всех споров и интриг. Инсценировка этого вызова очень сложна и насыщенна многими романтическими и сценическими реминисценциями. Зная трагические последствия публикации этого вызова, сегодня особенно остро чувствуешь, сколь опасен мезальянс театра с его особым простодушием и бескорыстием и изуверской большой политики. «Вызов» Павла становится кульминацией нашей выставочной программы.

Егор Плотников. Модель инсталляции «Трофей» для Малого дворца в Царицыне. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Плотников. Модель инсталляции «Трофей» для Малого дворца в Царицыне.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

К проекту привлечена впечатляющая команда российских современных художников. Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ специально для выставки создают настенные росписи, живопись, скульптуру и инсталляции. А режиссеры Андрей Сильвестров, Юлия Овчинникова и Влад Латош вместе с актерами-выпускниками Школы-студии МХАТ «оживляют» документы эпохи Павла I и тексты готических романов и поэзии. Доспехи Павла I примерит на себя Петр Скворцов, знакомый по фильму Кирилла Серебренникова «Ученик».

Егор Плотников. Модель инсталляции «Призрак. рыЦАРЬ» с картиной Егора Кошелева в Малом дворце в Царицыне. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Егор Плотников. Модель инсталляции «Призрак. рыЦАРЬ» с картиной Егора Кошелева в Малом дворце в Царицыне.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Одновременно с выставкой «Призрак — рыЦАРЬ» откроется первый в России интернет-ресурс «Роман готического вкуса», посвященный феномену «готического вкуса» во всех его интригующих аспектах.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Призрак — рыЦАРЬ
25 ноября 2017 — 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+