Ожившая сказка Екатерины Великой

№50, февраль 2017
№50
Материал из газеты

Выставка в Малом дворце музея-заповедника "Царицыно" посвящена неоконченной пьесе императрицы "Чесменский дворец", сюжет которой не уступает лучшим образцам готического романа

Мария Белова, Алексей Политов. Барельефы с изображением царей и великих князей. 2016 Фото: ГМЗ «Царицыно»
Мария Белова, Алексей Политов. Барельефы с изображением царей и великих князей. 2016
Фото: ГМЗ «Царицыно»

Когда в 1755 году императрица Екатерина Великая заказывала  Василию Баженову проект подмосковной резиденции Царицыно, она хотела, чтобы та непременно была в «готическом вкусе». Чуть позднее, под влиянием «Замка Отранто»  — первого готического романа (1764), императрица, мгновенно реагировавшая на литературные веяния и новинки, делает наброски своего «Чесменского дворца». В ночном замке сторож застает говорящие друг с другом портреты правителей — вот мистическая основа сюжета так и не оконченной пьесы, воплотить которую взялся куратор Сергей Хачатуров. Действие выставки «Ожившая пьеса императрицы» разворачивается в четырех залах царицынского Малого дворца. Перечень действующих лиц, ее «первая страница» вырисовывается галереей образов центрального зала. Монаршие особы от Всеволода Большое Гнездо до Фридриха II Великого смотрят друг на друга с барельефов современных авторов Алексеея Политова и Марины Беловой, молчаливо перебрасываясь шутками и остротами, размещенными над их головами. Мистификация отлично рифмуется с типом общения в социальных сетях, считает куратор. Сама Екатерина II,  литературное наследие которой составляет около 30 произведений, в своем журнале «Всякая всячина» любила высмеивать своих придворных. В свою очередь, современным художникам даже не понадобилось что-то придумывать: разоблачающего пафоса пьесы XVIII века хватило, чтобы обнаружить в далеких от народа величествах живых людей, сетующих, например, на то, что о людях судят по бороде, или оправдывающихся, что «каждый царствует, как может». Игровой характер экспозиции поддерживает камерный театр-инсталляция Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Проводником в него выступает все тот же сторож, сделанный из гипса. Тот пытается разглядеть, что скрыто за шторкой театральной ширмы и услышать разговоры участников этой вневременной политической сцены.

Фото: ГМЗ «Царицыно»
Фото: ГМЗ «Царицыно»

Помимо исторических экспонатов из коллекции музея, едва подсвеченных, чтобы сохранить готическую атмосферу, поддерживает теневые проекции «Волшебного фонаря» и снятый Юлией Овчинниковой по мотивам екатерининской пьесы фильм, где молодой актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев с чувством зачитывает фантастическую пьесу в лицах.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+