18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Музее-заповеднике «Царицыно» показывают русскую версию «тюркери»

№58
Материал из газеты

Модному в XIX веке ориентализму посвящена выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840 годов»

Более пяти сотен экспонатов — от живописи, графики, декоративно-прикладного искусства до театральных декораций и даже игральных карт — из 25 ведущих российских музеев, библиотек и частных собраний. Русскую версию — «тюркери» (фр. turquerie) —модного в XIX веке ориентализма, впервые покажут с таким размахом. В России он возник даже раньше, чем в Европе, в эпоху Екатерины II (1729–1796) на фоне русско-турецких ­войн. Художники знакомились с ближайшим восточным соседом не только в ходе военных кампаний, но и отправляясь на Восток в составе дипмиссий, как Иван Данилов и Григорий Сергеев, посетившие Константинополь в 1775 и 1793 годах. По их зарисовкам были созданы гравюры, которые на выставке можно сравнить с представленными здесь же «турецкими типами» в листах из европейских изданий конца XVII — первой половины XIX века, собранных Михаилом Ларионовым. В каждом разделе на выставке — своя тема. В «Живописном Константинополе», помимо произведений русских художников, можно увидеть и такие раритеты, как, например, усыпанные алмазами часы, драгоценную панагию или великолепную турецкую саблю (все — из собрания Музеев Московского Кремля). В разделе «Роскошь и нега Востока» рассказана история создания пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». А главное живописное произведение здесь — картина Карла Брюллова «Жены Гирея», приехавшая из Всероссийского музея А.С.Пушкина в Петербурге. Тема «роскоши и неги» продолжается в разделах «Мода á la turque» и «Кейф по-турецки» — с восточными коврами, цветастыми тканями и шалями, портретами дам в тюрбанах, кальянами, трубками и курильницами.

Окрытие такой выставки в Царицыно не случайно. История строительства этого ансамбля началась с Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией 1774 года. В Москве на Ходынском поле в 1775 году устроили торжества в оформлении Василия Баженова, через год получившего от Екатерины II заказ и на постройку Царицына. О празднике на выставке напоминают бутафорские павильоны с Ходынки в зарисовках Матвея Казакова, ученика Баже­нова.  

Музей-заповедник «Царицыно»
Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре. 1760–1840
До 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+