18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Музее-заповеднике «Царицыно» показывают русскую версию «тюркери»

№58
Материал из газеты

Модному в XIX веке ориентализму посвящена выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840 годов»

Более пяти сотен экспонатов — от живописи, графики, декоративно-прикладного искусства до театральных декораций и даже игральных карт — из 25 ведущих российских музеев, библиотек и частных собраний. Русскую версию — «тюркери» (фр. turquerie) —модного в XIX веке ориентализма, впервые покажут с таким размахом. В России он возник даже раньше, чем в Европе, в эпоху Екатерины II (1729–1796) на фоне русско-турецких ­войн. Художники знакомились с ближайшим восточным соседом не только в ходе военных кампаний, но и отправляясь на Восток в составе дипмиссий, как Иван Данилов и Григорий Сергеев, посетившие Константинополь в 1775 и 1793 годах. По их зарисовкам были созданы гравюры, которые на выставке можно сравнить с представленными здесь же «турецкими типами» в листах из европейских изданий конца XVII — первой половины XIX века, собранных Михаилом Ларионовым. В каждом разделе на выставке — своя тема. В «Живописном Константинополе», помимо произведений русских художников, можно увидеть и такие раритеты, как, например, усыпанные алмазами часы, драгоценную панагию или великолепную турецкую саблю (все — из собрания Музеев Московского Кремля). В разделе «Роскошь и нега Востока» рассказана история создания пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». А главное живописное произведение здесь — картина Карла Брюллова «Жены Гирея», приехавшая из Всероссийского музея А.С.Пушкина в Петербурге. Тема «роскоши и неги» продолжается в разделах «Мода á la turque» и «Кейф по-турецки» — с восточными коврами, цветастыми тканями и шалями, портретами дам в тюрбанах, кальянами, трубками и курильницами.

Окрытие такой выставки в Царицыно не случайно. История строительства этого ансамбля началась с Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией 1774 года. В Москве на Ходынском поле в 1775 году устроили торжества в оформлении Василия Баженова, через год получившего от Екатерины II заказ и на постройку Царицына. О празднике на выставке напоминают бутафорские павильоны с Ходынки в зарисовках Матвея Казакова, ученика Баже­нова.  

Музей-заповедник «Царицыно»
Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре. 1760–1840
До 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+