18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Кандинского глазами критика

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Список финалистов премии проанализировал художественный критик, историк искусства, долгое время входивший в экспертный совет премии, Андрей Ковалев

Часть инсталляции в разделе «Барселона» выставки «Остановка „ДК ЗИП“», за которую группировка ЗИП выдвинута на премию в номинации «Проект года». Фото: Никита Бережной
Часть инсталляции в разделе «Барселона» выставки «Остановка „ДК ЗИП“», за которую группировка ЗИП выдвинута на премию в номинации «Проект года».
Фото: Никита Бережной

Премия Кандинского, учрежденная в 2007 году меценатом Шалвой Бреусом и его фондом BREUS Foundation (ранее фонд назывался «АртХроника»), объявила финалистов этого года. В номинации «Проект года» (приз — 1,8 млн руб.) в финал вышли группировка ЗИП, Полина Канис и Ирина Корина. В номинации «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) лидируют Аслан Гайсумов, Саша Пирогова и Данила Ткаченко. За звание автора лучшей научной работы поборются Алексей Бобриков («„Русская идея на сувенирном прилавке“ и другие эссе о (пост)советском искусстве»), Александр Боровский («Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения») и коллектив авторов, работавших над каталогом выставки «Оттепель» в Третьяковской галерее. Приз в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» — издание труда на русском или английском языке. Победители 11-й Премии Кандинского станут известны в декабре. Список финалистов по просьбе TANR проанализировал художественный критик, историк искусства Андрей Ковалев.

Выбор проблем

Что такое премия? Это выбор. Напомню, что в состав жюри конкурса и экспертного совета входят кураторы, сотрудники и директора музеев, художественные критики и академические ученые. Каждый из них в процессе своей профессиональной деятельности постоянно занят отбором. Куратор собирает художников, музейщик — вещи. Критик должен остановиться на тех событиях, о которых напишет для прессы. Академические ученые присматриваются к тем именам, которые появятся в их толстых фолиантах и о которых будущие исследователи напишут диссертации, дипломы и курсовые. В этот шорт-лист не входят только те, кто торгует искусством: галерейщики и арт-дилеры, — для того чтобы не возникало конфликта интересов. 

Я достаточно долго участвовал в работе экспертного совета премии, а в этом году взял тайм-аут. В этом году я свободен от, признаюсь, мучительной задачи выбора лучших из лучших, ибо уверен: у нас такой спорт, для которого победа в одном из турниров не столь важна, будет еще окончательный суперфинал. В конце концов, это одна команда. Поэтому поступлю подобно старику Хоттабычу и награждаю всех участников матча большими красивыми мячами. Сначала о финалистах. Полину Канис — за технически изощренное видео с очень сложным и меланхолическим сюжетом о людях, которые укрылись от мира в каком-то таинственном темном бассейне. Ирину Корину — за феерическую инсталляцию «Хвост виляет кометой». Могу только посочувствовать тем, кто не попал в нее, когда ее показывали в «Гараже»: в нее были инкрустированы совершенно удивительные запахи. И каждому участнику удалой краснодарской группировки ЗИП — по хорошему и яркому призу за историю о том, что это мы живем в мире дельфинов, а они за нами присматривают и даже убирают мусор, когда никто не видит.

И далее. Из лонг-листа — всех. Например, если начать по-алфавиту, Виктора Алимпиева, который уже выскальзывает из нашей сферы и почти перетек в чистый арт-артхаус. Кети Чухров — за жесткую и одновременно эстетскую социальную аналитику. Петра Белого — за инсталляцию из ржавых гвоздей, которые складываются в какое-то захватывающее послание из прошлого…

Что же касается лидеров номинации «Молодой художник», то здесь я уже готов начать брюзжать о том, что как-то у них все гладко и чисто получается. Но сдержу себя и лишь выскажу сожаление, что в этом году планируется только однодневная выставка финалистов. Почти все, что делают «старшие», мы уже видели, а вот к молодежи очень стоит присмотреться.

И наконец, имею намерение произвести давление на экспертов, которые отвечают за научные издания, и обратить их внимание на неопубликованный текст Валентина Дьяконова о неофициальном искусстве 1950–1960-х годов. Это его переработанная диссертация, в которой собраны уникальные источники и архивные материалы, и она, я уверен, должна быть доступна научной общественности.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+