Недавно во Флоренции в результате несчастного случая погиб турист из Испании: во время посещения базилики Санта-Кроче, известной фресками Джотто, рельефами Донателло и гробницей Микеланджело, на него упал каменный элемент отделки. TANR решила вспомнить другие случаи, когда искусство оказывалось в буквальном смысле слова убийственным.
На первый взгляд мирная работа Христо на практике оказалась совсем не безопасной. Более 3 тыс. больших зонтов были расставлены в Калифорнии и префектуре Ибараки в Японии, чтобы показать «сходство и различия в образе жизни и использовании земли». Один из установленных в Америке зонтов, весивших более 200 кг, оказался плохо закреплен, и поднявшийся ветер унес его с места инсталляции. Жертвой стала Лори Кивил-Мэтьюс, в которую врезался гигантский зонт. Однако на этом череда трагических случайностей не окончилась. Из уважения к памяти погибшей Христо принял решение демонтировать зонты. При сворачивании проекта в Японии подъемный кран задел высоковольтный кабель — погиб рабочий Масааки Накамура.
Сильный ветер и плохой крепеж стали причиной еще одного инцидента с участием произведения искусства. В 2006 году надувная инсталляция Мориса Агиса, внутри которой находились люди, оторвалась от земли и, кувыркаясь, покатилась по Риверсайд-парку в английском городе Честер-ле-Стрит. Пострадало 27 человек. Две женщины, выпавшие из надувной конструкции, погибли.
Монтаж выставок — это всегда непростой процесс, особенно когда произведения состоят из массивных листов металла весом более 2 т каждый. Во время подготовки к выставке в Центре современного искусства Уокера в Миннеаполисе в 1971 году одна из металлических пластин «Скульптуры № 3» Ричарда Серры сорвалась с опоры и упала на монтажника Реймонда Джонсона, убив его.
Трагедией обернулась установка и другой монументальной работы, тоже в 1971 году. На этот раз трос не выдержал творение мастера кинетической скульптуры, которую монтировали в Принстонском университете. Погибли двое монтажников: сидевший верхом на скульптуре и стоявший под ней.
Иногда жертвами своих творений становятся сами художники. Так произошло с американским скульптором Луисом Хименесом, когда он выполнял заказ для международного аэропорта Денвера. Во время работы над огромной скульптурой вставшего на дыбы коня, часть «Голубого мустанга» упала на своего создателя. После смерти Хименеса монумент завершили силами сотрудников мастерской скульптора и его семьи, однако жителям города девятиметровая статуя синего коня с красными глазами кажется жутковатой — за кровожадный вид и темное прошлое местные прозвали его Блюцифером.