18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ангел, не улетай!

Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс

Руководство Государственного Русского музея несколько недель не давало официальных комментариев о судьбе самой знаменитой иконы из своего собрания — «Ангела „Златые власы“» XII века. Пресс-конференцию, посвященную ее возможному перемещению из постоянной экспозиции музея в церковь Михайловского замка, буквально вынудили провести многочисленные публикации в СМИ и коллективное обращение сотрудников ГРМ в прокуратуру с просьбой защитить музейную коллекцию от посягательств извне и «от давления со стороны Министерства культуры», как написали авторы в своем обращении.

«Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра на руководство музея и лично на директора, никаких требований исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора не было и нет, — с этого начал свое выступление перед журналистами и сотрудниками, собравшимися в залах древнерусского искусства, Владимир Гусев. — Было деловое обсуждение рабочих вопросов. А перемещение любого экспоната внутри музея и на его территории — оно возможно!»

Именно эта фраза и вызвала у всех собравшихся вчера в Русском музее впечатление, что руководство ГРМ не будет категорически сопротивляться требованиям главы строительной фирмы «Сапсан» и фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова — ведь он и не просит об изъятии иконы из музея. Кстати, в 2009 году еще одна икона из собрания ГРМ — Торопецкой Божьей Матери XIV века по просьбе Русской православной церкви и по разрешению Минкультуры была выдана на временное экспонирование в построенный ГК «Сапсан» поселок Княжье Озеро в Подмосковье, да так там и остается.

Напомним, за последние два месяца в прессе не раз появлялись публикации о том, что Шмаков просит руководство Русского музея перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих ГРМ). Взамен предприниматель обещает выделить музею 4 млн. руб. на завершение ее реставрации. Владимир Гусев на встрече с прессой заявил, что запросы об иконе «Ангел „Златые власы“» поступают от Шмакова и фонда «Иваново дело» в музей и Минкультуры с 2014 года. В них, в частности, указывается, что «икона имеет особый духовный смысл, помимо высокого культурного и исторического значения, но не каждый верующий может к ней прикоснуться».

Директор Государственного Русского музея напомнил, что когда речь шла о выдаче на временное экспонирование иконы Торопецкой Божьей Матери, то за Шмакова поручились своим честным словом патриарх Кирилл и тогдашний министр культуры Александр Авдеев, однако все трое не сдержали обещаний.

«Я виноват, что такое случилось с Торопецкой иконой, это полностью моя вина, — сказал Владимир Гусев. — В данном случае у меня есть не ощущение, но знание, что эта ситуация не повторится, и я теперь никому не поверю».

Правда, директор не уточнил, кому именно он не поверит: Шмакову, РПЦ или Минкультуры. На встрече он подробно говорил о том, почему невозможно выполнить требование господина Шмакова. Церковь Михайловского замка — маленькая, находится внутри здания, доступа к ней снаружи нет. Изнутри вплотную к ней примыкают хранилища и реставрационные мастерские. Следовательно, богослужения для всех желающих посетителей с улицы проводить категорически невозможно. Притом что у самого музея есть договоренность с епархией о проведении в домовых церквях Михайловского дворца и Михайловского замка служб для сотрудников, ГРМ получил на это антиминс (предмет, позволяющий проводить полную литургию. — TANR).

Говорил Владимир Гусев и о том, что музей призван хранить культурное наследие страны, о ценности коллекции и хрупкости экспонатов. К сожалению, одной простой фразы «мы не пойдем на поводу у тех, кто вмешивается в работу музея и диктует специалистам, как и где им нужно хранить экспонаты» собравшиеся от директора Русского музея так и не услышали.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+