18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ангел, не улетай!

Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс

Руководство Государственного Русского музея несколько недель не давало официальных комментариев о судьбе самой знаменитой иконы из своего собрания — «Ангела „Златые власы“» XII века. Пресс-конференцию, посвященную ее возможному перемещению из постоянной экспозиции музея в церковь Михайловского замка, буквально вынудили провести многочисленные публикации в СМИ и коллективное обращение сотрудников ГРМ в прокуратуру с просьбой защитить музейную коллекцию от посягательств извне и «от давления со стороны Министерства культуры», как написали авторы в своем обращении.

«Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра на руководство музея и лично на директора, никаких требований исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора не было и нет, — с этого начал свое выступление перед журналистами и сотрудниками, собравшимися в залах древнерусского искусства, Владимир Гусев. — Было деловое обсуждение рабочих вопросов. А перемещение любого экспоната внутри музея и на его территории — оно возможно!»

Именно эта фраза и вызвала у всех собравшихся вчера в Русском музее впечатление, что руководство ГРМ не будет категорически сопротивляться требованиям главы строительной фирмы «Сапсан» и фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова — ведь он и не просит об изъятии иконы из музея. Кстати, в 2009 году еще одна икона из собрания ГРМ — Торопецкой Божьей Матери XIV века по просьбе Русской православной церкви и по разрешению Минкультуры была выдана на временное экспонирование в построенный ГК «Сапсан» поселок Княжье Озеро в Подмосковье, да так там и остается.

Напомним, за последние два месяца в прессе не раз появлялись публикации о том, что Шмаков просит руководство Русского музея перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих ГРМ). Взамен предприниматель обещает выделить музею 4 млн. руб. на завершение ее реставрации. Владимир Гусев на встрече с прессой заявил, что запросы об иконе «Ангел „Златые власы“» поступают от Шмакова и фонда «Иваново дело» в музей и Минкультуры с 2014 года. В них, в частности, указывается, что «икона имеет особый духовный смысл, помимо высокого культурного и исторического значения, но не каждый верующий может к ней прикоснуться».

Директор Государственного Русского музея напомнил, что когда речь шла о выдаче на временное экспонирование иконы Торопецкой Божьей Матери, то за Шмакова поручились своим честным словом патриарх Кирилл и тогдашний министр культуры Александр Авдеев, однако все трое не сдержали обещаний.

«Я виноват, что такое случилось с Торопецкой иконой, это полностью моя вина, — сказал Владимир Гусев. — В данном случае у меня есть не ощущение, но знание, что эта ситуация не повторится, и я теперь никому не поверю».

Правда, директор не уточнил, кому именно он не поверит: Шмакову, РПЦ или Минкультуры. На встрече он подробно говорил о том, почему невозможно выполнить требование господина Шмакова. Церковь Михайловского замка — маленькая, находится внутри здания, доступа к ней снаружи нет. Изнутри вплотную к ней примыкают хранилища и реставрационные мастерские. Следовательно, богослужения для всех желающих посетителей с улицы проводить категорически невозможно. Притом что у самого музея есть договоренность с епархией о проведении в домовых церквях Михайловского дворца и Михайловского замка служб для сотрудников, ГРМ получил на это антиминс (предмет, позволяющий проводить полную литургию. — TANR).

Говорил Владимир Гусев и о том, что музей призван хранить культурное наследие страны, о ценности коллекции и хрупкости экспонатов. К сожалению, одной простой фразы «мы не пойдем на поводу у тех, кто вмешивается в работу музея и диктует специалистам, как и где им нужно хранить экспонаты» собравшиеся от директора Русского музея так и не услышали.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+