18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ангел, не улетай!

Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс

Руководство Государственного Русского музея несколько недель не давало официальных комментариев о судьбе самой знаменитой иконы из своего собрания — «Ангела „Златые власы“» XII века. Пресс-конференцию, посвященную ее возможному перемещению из постоянной экспозиции музея в церковь Михайловского замка, буквально вынудили провести многочисленные публикации в СМИ и коллективное обращение сотрудников ГРМ в прокуратуру с просьбой защитить музейную коллекцию от посягательств извне и «от давления со стороны Министерства культуры», как написали авторы в своем обращении.

«Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра на руководство музея и лично на директора, никаких требований исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора не было и нет, — с этого начал свое выступление перед журналистами и сотрудниками, собравшимися в залах древнерусского искусства, Владимир Гусев. — Было деловое обсуждение рабочих вопросов. А перемещение любого экспоната внутри музея и на его территории — оно возможно!»

Именно эта фраза и вызвала у всех собравшихся вчера в Русском музее впечатление, что руководство ГРМ не будет категорически сопротивляться требованиям главы строительной фирмы «Сапсан» и фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова — ведь он и не просит об изъятии иконы из музея. Кстати, в 2009 году еще одна икона из собрания ГРМ — Торопецкой Божьей Матери XIV века по просьбе Русской православной церкви и по разрешению Минкультуры была выдана на временное экспонирование в построенный ГК «Сапсан» поселок Княжье Озеро в Подмосковье, да так там и остается.

Напомним, за последние два месяца в прессе не раз появлялись публикации о том, что Шмаков просит руководство Русского музея перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих ГРМ). Взамен предприниматель обещает выделить музею 4 млн. руб. на завершение ее реставрации. Владимир Гусев на встрече с прессой заявил, что запросы об иконе «Ангел „Златые власы“» поступают от Шмакова и фонда «Иваново дело» в музей и Минкультуры с 2014 года. В них, в частности, указывается, что «икона имеет особый духовный смысл, помимо высокого культурного и исторического значения, но не каждый верующий может к ней прикоснуться».

Директор Государственного Русского музея напомнил, что когда речь шла о выдаче на временное экспонирование иконы Торопецкой Божьей Матери, то за Шмакова поручились своим честным словом патриарх Кирилл и тогдашний министр культуры Александр Авдеев, однако все трое не сдержали обещаний.

«Я виноват, что такое случилось с Торопецкой иконой, это полностью моя вина, — сказал Владимир Гусев. — В данном случае у меня есть не ощущение, но знание, что эта ситуация не повторится, и я теперь никому не поверю».

Правда, директор не уточнил, кому именно он не поверит: Шмакову, РПЦ или Минкультуры. На встрече он подробно говорил о том, почему невозможно выполнить требование господина Шмакова. Церковь Михайловского замка — маленькая, находится внутри здания, доступа к ней снаружи нет. Изнутри вплотную к ней примыкают хранилища и реставрационные мастерские. Следовательно, богослужения для всех желающих посетителей с улицы проводить категорически невозможно. Притом что у самого музея есть договоренность с епархией о проведении в домовых церквях Михайловского дворца и Михайловского замка служб для сотрудников, ГРМ получил на это антиминс (предмет, позволяющий проводить полную литургию. — TANR).

Говорил Владимир Гусев и о том, что музей призван хранить культурное наследие страны, о ценности коллекции и хрупкости экспонатов. К сожалению, одной простой фразы «мы не пойдем на поводу у тех, кто вмешивается в работу музея и диктует специалистам, как и где им нужно хранить экспонаты» собравшиеся от директора Русского музея так и не услышали.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+