18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К счастливому детству всегда готовы!

№57
Материал из газеты

Русский музей показывает выставку на тему детства в Советском Cоюзе

Гуманистический блокбастер — более 100 произведений 150 художников из богатого собрания Русского музея, от хрестоматийных полотен и графических листов до предметов декоративно-прикладного искусства, раритетных фарфоровых статуэток и пионерских значков — все на тему детства в советском искусстве. 

В нем сосуществовало два мира. Один — живописи и отчасти скульптуры, наследующий тему детей у Валентина Серова, Михаила Врубеля, Кузьмы Петрова-Водкина. Другой — идеологизированное производство социального плаката и такой же скульптуры. На одном полюсе — картина «Юная натуралистка» Алексея Пахомова с изображением девочки, кормящей птицу с рук, или его же «Спор во ржи», где повздорили двое мальчишек, одетые в точно выверенные художником тона — розовый-голубой и синий-желтый. На другом — плакат Ивана Симакова «Неделя ребенка. Дети — наше будущее. Все лучшее надо отдать им», где вместо «отдать» мальчику вручен молот, а девочке — серп, и дети послушно скрестили инструменты на фоне восходящего солнца. Или многофигурная композиция из бисквита Владимира Богатырева и Галины Столбовой «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!». Впрочем, скульптура не поддается простому делению на идейное и безыдейное. В 1938 году Анна Крыжановская создает «Буденыша» — и тогда же невинную серию, в частности «Мальчика с котенком». Скульптура Беатрисы Сандомирской «Всегда готов!» в виде голого пупса, который пытается салютовать пионерским жестом, и вовсе выглядит пародийной. 

Любопытны и редко выставляемые изображения первых советских беспризорников, созданные художником Самуилом Виханским, скульптором Ильей Гинцбургом. Предчувствием же оттепели воспринимаются картины Аркадия Пластова 1950-х «Юность» («Отдых») и «Витя-подпасок». После хрущевских реформ детская тема окончательно разделилась на изображение частной жизни, где художники любуются детьми (Валерий Ватенин, Дмитрий Каминкер, Андрей Мыльников), и пафосные плакаты типа «Миру — мир». Разумеется, тема «Дети Страны Советов» невозможна без подзабытой ныне дружбы народов. Здесь, конечно, лидеры — «Девочка с арбузом» Семена Чуйкова и «Пионерка с мыса Дежнева» Николая Христолюбова. 

Государственный Русский музей
Дети Страны Советов
До 20 ноября 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+