18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

К счастливому детству всегда готовы!

№57
Материал из газеты

Русский музей показывает выставку на тему детства в Советском Cоюзе

Гуманистический блокбастер — более 100 произведений 150 художников из богатого собрания Русского музея, от хрестоматийных полотен и графических листов до предметов декоративно-прикладного искусства, раритетных фарфоровых статуэток и пионерских значков — все на тему детства в советском искусстве. 

В нем сосуществовало два мира. Один — живописи и отчасти скульптуры, наследующий тему детей у Валентина Серова, Михаила Врубеля, Кузьмы Петрова-Водкина. Другой — идеологизированное производство социального плаката и такой же скульптуры. На одном полюсе — картина «Юная натуралистка» Алексея Пахомова с изображением девочки, кормящей птицу с рук, или его же «Спор во ржи», где повздорили двое мальчишек, одетые в точно выверенные художником тона — розовый-голубой и синий-желтый. На другом — плакат Ивана Симакова «Неделя ребенка. Дети — наше будущее. Все лучшее надо отдать им», где вместо «отдать» мальчику вручен молот, а девочке — серп, и дети послушно скрестили инструменты на фоне восходящего солнца. Или многофигурная композиция из бисквита Владимира Богатырева и Галины Столбовой «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!». Впрочем, скульптура не поддается простому делению на идейное и безыдейное. В 1938 году Анна Крыжановская создает «Буденыша» — и тогда же невинную серию, в частности «Мальчика с котенком». Скульптура Беатрисы Сандомирской «Всегда готов!» в виде голого пупса, который пытается салютовать пионерским жестом, и вовсе выглядит пародийной. 

Любопытны и редко выставляемые изображения первых советских беспризорников, созданные художником Самуилом Виханским, скульптором Ильей Гинцбургом. Предчувствием же оттепели воспринимаются картины Аркадия Пластова 1950-х «Юность» («Отдых») и «Витя-подпасок». После хрущевских реформ детская тема окончательно разделилась на изображение частной жизни, где художники любуются детьми (Валерий Ватенин, Дмитрий Каминкер, Андрей Мыльников), и пафосные плакаты типа «Миру — мир». Разумеется, тема «Дети Страны Советов» невозможна без подзабытой ныне дружбы народов. Здесь, конечно, лидеры — «Девочка с арбузом» Семена Чуйкова и «Пионерка с мыса Дежнева» Николая Христолюбова. 

Государственный Русский музей
Дети Страны Советов
До 20 ноября 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+