18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Затонувшие сокровища Екатерины Великой все-таки сохранились?

Обломки судна XVIII века, перевозившего в Санкт-Петербург сокровища, купленные для Екатерины II, возможно, вскоре будут подняты со дна Финского залива. «Фрау Мария» затонула спустя месяц после того, как отправилась в плавание из Амстердама в 1771 году.

На голландском корабле находится крупная коллекция предметов искусства наследников Геррита Браамкампа, голландского лесопромышленника и мецената, приобретенная агентами императрицы на аукционе. Действуя согласно инструкции самодержицы («покупайте то, что в моем вкусе; платите столько, сколько это стоит»), русский посол в Гааге князь Дмитрий Голицын купил коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых, по мнению экспертов, могут находиться полотна Рембрандта, Рубенса, Геррита Доу и Паулюса Поттера. По свидетельству Ээро Эханти, историка искусства и реставратора из Национального совета Финляндии по древностям, Екатерина посетовала о потере картин в письме Вольтеру. Обломки, которые лежат на глубине 41 м, были обнаружены в 1999 году группой дайверов во главе с финским историком Кристианом Альстремом, который еще в 1970-х годах нашел в архивах упоминание о корабле. Его экспедиция получила разрешение Национального совета Финляндии по древностям поднять около шести экспонатов с судна, но вскоре дело застопорилось: дайверы стали судиться за проценты, положенные от государства за обнаружение клада, и иск проиграли. На подводные сокровища претендуют сразу три страны: Финляндия, Россия и Швеция. Дело в том, что, когда произошло кораблекрушение, Финляндия находилась под властью Швеции, а позже стала частью Российской империи и только в 1918 году получила независимость. По факту же обломки сейчас находятся в финских территориальных водах.

Михаил Пиотровский, президент Союза музеев РФ, в ноябре встречался с Пеккой Рави, генеральным секретарем финской Ассоциации музеев и вице-спикером парламента. Российская сторона предложила организовать совместную экспедицию на затонувшее судно. «Этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать», — сказал Пиотровский в интервью агентству «ИТАР-ТАСС». «Идеально было бы, если бы мы могли поднять корабль со дна целиком и сохранять его в регулируемых условиях микроклимата, например в специальном бассейне», — говорит Риикка Альвик, археолог и специалист по финским древностям. Исследования показали, что двухмачтовый флейт практически не пострадал: более 90% корпуса судна не тронуто. Хотя и маловероятно, что картины сохранились, надежда все же остается, пока обломки не подняты. «Есть версия, что полотна перевозились в запечатанных свинцовых колбах, а это значит, что они могли сохранить герметичность», — говорит Ээро Эханти. Представители виртуального музея «Фрау Мария» считают, что картины или их фрагменты уцелели. По их мнению, корабль можно было бы поднять и превратить в мобильный музей, который бы путешествовал между Санкт-Петербургом, Финляндией, Швецией и Амстердамом.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+