18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сhristie’s выставил полотно Леонардо да Винчи на торги современного искусства в Нью-Йорке

15 ноября среди топ-лотов вечернего аукциона послевоенного искусства будет и полотно титана эпохи Возрождения из коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Предварительная оценка — $100 млн

Ситуация парадоксальная: картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала топ-лотом аукциона современного и послевоенного искусства наряду с произведениями Энди Уорхола и других художников второй половины ХХ века, в том числе ныне живущих. Свое решение продавать «Спасителя мира» (именно так называется работа Леонардо) на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «„Спаситель мира“ — картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках. Мы посчитали, что продажа картины на торгах в контексте произведений послевоенного и современного искусства станет еще одним доказательством ее вечной актуальности», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Впрочем, подобная маркетинговая стратегия может иметь и более прозаическое объяснение. Не секрет, что в последнее время именно вечерние аукционы современного искусства в Нью-Йорке (проходят дважды в год, в мае и ноябре) притягивают самых крупных коллекционеров и арт-дилеров, а значит, и самых платежеспособных покупателей. Здесь (только на аукционе Sotheby’s) полгода назад японский миллиардер Юсаку Маэдзава приобрел работу Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн, установив рекорд цены на произведение, созданное после 1980 года. Очевидно, руководство аукционного дома Christie’s сочло, что как раз на подобных торгах выше всего шансы найти нового владельца и для «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, оцененного в $100 млн. Тем более что на традиционных торгах старых мастеров (ближайшие состоятся в декабре в Лондоне и в январе в Нью-Йорке) подобных эстимейтов попросту не бывает.

Последнюю работу Леонардо да Винчи, находящуюся в частном собрании, решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя в последние годы постоянно появляется в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье, обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию (оценивается примерно в $2 млрд), а во-вторых, он постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, выручая за произведения обычно куда меньше, чем заплатил. О некоторых сделках Дмитрия Рыболовлева мы уже писали. Наконец дошла очередь и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.

Примечательна история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной или безвозвратно утраченной. Поясное изображение Христа кисти Леонардо впервые было документально зафиксировано в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке оно хранилось в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя» приобретает сэр Чарльз Робинсон как произведение последователя Леонардо, Бернардино Луини. Тогда же работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изображение Христа уходит с молотка за £45 и вновь исчезает из поля зрения почти на полвека.

В 2005 году картина была приобретена нью-йоркским арт-дилером Александром Пэришем как произведение одного из учеников Леонардо всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. После экспертизы она была атрибутирована как работа самого мастера. Авторство подтвердили авторитетные специалисты по творчеству Леонардо, а в 2011 году на выставке «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе» в Национальной галерее в Лондоне полотно стало сенсацией. В 2013 году картина была продана группой дилеров Иву Бувье за $80 млн (частная сделка проходила при участии Sotheby’s), который практически сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн. Таким образом, даже если «Спаситель мира» уйдет на торгах 15 ноября больше чем за $100 млн, едва ли миллиардеру удастся вернуть вложенные средства (нужно помнить и о комиссии Christie’s).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+