18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Рыболовлев продает работы из коллекции себе в убыток

Миллиардер Дмитрий Рыболовлев продает на аукционах работы из своей скандально известной коллекции. Пока что ему удается выручить за произведения куда меньше, чем он заплатил за них

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Так, скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым. В ноябре 2015 года он частным образом продал картину «Водяные змеи II» Густава Климта за внушительные $170 млн и тем не менее оказался в минусе, так как купил ее за $183,8 млн. По данным агентства Bloomberg.com, также на счета трастов Рыболовлева на Британских Виргинских островах поступило менее $50 млн за картину «Отахи» Поля Гогена, приобретенную коллекционером за $120 млн.

Еще как минимум пять работ выставлены на торги Christie’s в Лондоне в период с 28 февраля по 7 марта, и все эстимейты аукционного дома значительно ниже того, что Рыболовлев когда-то заплатил за эти произведения. Например, специалисты Christie’s оценили картину «Флейтист и обнаженная» Пабло Пикассо в $8,1–10,6 млн, хотя она была приобретена за $35 млн. Другую скульптуру Огюста Родена, «Купальщик (большая модель)», выставили на аукцион с предварительной оценкой $4,9–7,5 млн, притом что приобретена она была за $10,4 млн. «Дом» Поля Гогена оценили в $15–22,4 млн при цене покупки $85 млн, а композицию «№ 1» Марка Ротко — в $10–15 млн против заплаченных за нее $36 млн. Также 28 февраля можно будет приобрести одну из версий картины Рене Магритта «Область Арнхейм» 1938 года (эстимейт $8,1–10,6 млн) из коллекции Дмитрия Рыболовлева, купившего работу за $43,5 млн.

Бывший владелец Уралкалия, а теперь миллиардер и налоговый резидент Монако уже два года судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье. Коллекционер обвиняет швейцарского дилера и владельца сети фрипортов в мошенничестве. По версии Рыболовлева он переплатил в общей сложности около $1 млрд за свое собрание, которое включает ню Амедео Модильяни и «Кувшинки» Клода Моне, а также работы Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Поля Гогена.

Известно, что за десять с лишним лет, с 2003 по 2014 год, Бувье приобрел для Рыболовлева 38 работ на общую сумму $2 млрд. Миллиардер сейчас пытается доказать в суде, что заплатил за них вдвое больше их реальной цены. В данный момент Ив Бувье проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и в Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре. В материалах судебных дел фигурируют договоры купли-продажи произведений искусства, которые предоставлял Рыболовлеву его арт-консультант. Разбирательство стало весьма резонансным и получило огласку в прессе, где, в частности, приводятся суммы сделок из договоров, что позволяет сравнить цены, по которым Рыболовлев покупал произведения через Бувье, и нынешние аукционные эстимейты.

В контрактах на покупку работ, предоставленных Рыболовлевым, в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, являются оплатой агентской деятельности Бувье, и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли».

Швейцарский дилер выдвигает встречные обвинения Рыболовлеву, указывая на то, что потерял сотни миллионов долларов за те два года, что продолжается тяжба. Так он оценивает потенциальную, но не полученную прибыль от своей профессиональной деятельности, которую был вынужден прекратить. Он больше не может приобретать и продавать искусство, так как его клиенты напуганы и не доверяют ему из-за обвинений Рыболовлева.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев, как сообщает Bloomberg.com, спешно продает произведения на крупных международных торгах, получая порой половину суммы, потраченной на их приобретение. По мнению Аннабель Гоберти, партнера-учредителя лондонской юридической фирмы Crefovi, столь торопливая распродажа коллекции оправданна с точки зрения судебной процедуры. Пока Рыболовлев не продаст работы и не выручит за них конкретные суммы, он не сможет доказать в суде, что понес финансовые потери из-за действий Ива Бувье.

Впрочем, нужно учитывать, что период, когда формировалась коллекция Рыболовлева, — это как раз время арт-бума и рекордных цен на рынке искусства, а в последние два года ситуация на нем весьма нестабильна и эксперты говорят о падении продаж и глобальном снижении цен. В этой ситуации трудно доказать, действительно ли Рыболовлев переплатил за произведения в результате мошеннических действий Бувье или же речь идет о рискованных инвестициях в искусство, которые на данном этапе себя не оправдали.

Высказываются различные версии относительно того, зачем Дмитрий Рыболовлев распродает коллекцию именно теперь. В частности, вспоминают о том, что миллиардеру необходимо расплатиться с бывшей женой согласно мировому соглашению между ними об условиях развода и раздела имущества. Вполне возможно и то, что после скандала и судебной тяжбы с Бувье Рыболовлев просто охладел к коллекционированию и хочет избавиться от собрания. Пока ясно одно: делает он это себе в убыток.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+