18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В фонде IN ARTIBUS представили «Архив Харджиева»

На открывшейся 10 октября выставке впервые показали наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого частного собрания писателя и историка Николая Харджиева

Выставка «Архив Харджиева», организованная некоммерческим фондом IN ARTIBUS и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ), дает возможность увидеть уникальные произведения и документы — свидетельства бурного процесса творческих поисков 1910–1920-х годов, а также познакомиться с историей знаменитого архива. Благодаря нестандартным и часто спорным методам коллекционирования Харджиеву удалось спасти не только живописные и графические произведения, но и десятки редких документов: черновики и рукописи, поэтические и художественные наброски, фотографии, автографы.

Многочисленных гостей вернисажа приветствовали учредитель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова, директор РГАЛИ Татьяна Горяева, кураторы выставки доктор искусствоведения Анна Корндорф, доктор искусствоведения Екатерина Бобринская и специальный представитель президента РФ в МИД по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Экс-министр культуры поздравил организаторов выставки с тем, что архив Николая Харджиева представлен в Москве, отметив: «Со стороны РГАЛИ это великий жест доверия Инне Борисовне, фонду IN ARTIBUS и его научным сотрудникам, благодаря которому мы стали свидетелями важного и очень волнительного события, к которому мы шли почти 25 лет. Николай Харджиев не был коллекционером и не любил, когда его так называли. Он был, конечно, участником процесса и летописцем эпохи, знатоком тех произведений, которые составили славу русского искусства 1910–1920-х годов».

Когда все официальные слова благодарности были сказаны, слово предоставили Наталье Харджиевой, племяннице Николая Ивановича. Она, филолог-славист Санкт-Петербургского государственного университета, процитировала стихотворение Анны Ахматовой, рассказала, что в Каховке до сих пор существует дом-усадьба, которую местные жители называют «дом Харджиева» (с ударением на «и», поскольку по-русски эта фамилия произносится именно так).

Первыми познакомились с наследием одного из самых нестандартных коллекционеров прошлого века Марина Лошак, Елена Миловзорова, Юлия Музыкантская, Ольга Свиблова, Алина Сапрыкина, Михаил Каменский, Андрей Сарабьянов, Ивета Манашерова, Надежда Соловьева, Антон Ланге, Игорь Ахмеров, Юрий Аввакумов, Ильдар Галеев и другие.

Для публики выставка «Архив Харджиева» будет открыта с 11 октября по 30 января. К ней приурочен выпуск первого из трех запланированных томов с документами из архива Николая Харджиева.

Официальный страховой партнер выставки — «Альфастрахование». Официальный отель — дизайн-отель СтандАрт

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+