18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

Уникальная икона XII века может переместиться из постоянной экспозиции Русского музея в церковь Михайловского замка

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет. По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века. В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“»  никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина. — Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян. — Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты. И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ. Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону. Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+