18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Работы Сутина в ГМИИ соединятся со старыми мастерами и современным искусством

Более полусотни работ художника из десятка европейских музеев и пяти западных и российских частных коллекций будут показаны на его первой ретроспективе в основном здании ГМИИ им. Пушкина

В российский музеях хранится лишь одно произведение Хаима Сутина (1893 — 1943) — «Автопортрет» 1920–1921 годов из Эрмитажа. Около десятка работ художника участвовали в выставке «Парижская школа» в 2011 году, и еще несколько было показано в проекте, посвященном Музею искусства авангарда Вячеслава Кантора. Но в целом Сутин — художник, прежде у нас невиданный. А ведь половина современного мира (как минимум американские и британские художники-экспрессионисты) считает вклад Сутина не менее важным для искусства ХХ века, чем творчество Пабло Пикассо.

В ГМИИ приедет полсотни произведений, большая часть которых хранится в парижском Музее Оранжери, свой вклад внесли Центр Помпиду, Лувр, швейцарские, австрийские и английские музеи. Часть работ получена из западных и российских частных коллекций.

Под экспозицию выделили три зала, в которых обычно висит итальянская живопись (интерес проекту придает, кроме прочего, и то, что он идет одновременно с выставкой современного китайского художника Цай Гоцяна и экспозицией австрийских экспрессионистов Густава Климта и Эгона Шиле). Архитектурой выставки Сутина занимается Алексей Подкидышев, который выбрал для ее оформления насыщенный синий и фиолетовый (он уже работал в музее над выставкой Пиранези и экспозицией грузинского авангарда). А кураторы Клэр Бернарди из музея Орсе и Сурия Садекова из ГМИИ сосредоточились не только на авангардных качествах работ художника, но и на его стремлении к классицизму.

В каждом разделе: портреты, натюрморты, пейзажи — будут представлены не только работы Хаима Сутина, но и произведения старых мастеров и современных художников. «Голова старика» Фрагонара (1760-е) должна подчеркнуть, как внимательно Сутин, постоянно посещавший Лувр, изучал фактуру живописи предшественников. А рисунок с женской фигурой Виллема де Кунинга (1960-е) — показать, какое сильное влияние оказала эмоциональная живопись Сутина на американских экспрессионистов. Самым драматичным наверняка будет зал, посвященный натюрморту, — тут будет показано полотно Хаима Сутина из серии с разделанными бычьими тушами. Но самое удивительное сопоставление, пожалуй, ждет зрителей в зале пейзажа: контрапунктом к неуправляемым эмоциям и извивам сутинских деревьев и лестниц станет «Великодушие Сципиона» Никола Пуссена 1640 года — образец французского классицизма, идеальный до скучности. «Сутин, раздираемый эмоциями и создававший на первый взгляд хаотичные, беспорядочные пейзажи, неустанно искал классическую гармонию, — говорит куратор Сурия Садекова. — Будучи иностранцем, он упорно стремился не просто к полной интеграции во французскую культуру, а мечтал стать ее неотъемлемой частью. И, безусловно, именно в истинно французском стройном, рациональном творчестве Пуссена воплотилось все то, к чему стремился Сутин».

ГМИИ им. Пушкина
Хаим Сутин. Ретроспектива
С 24 октября 2017 по 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+