18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наше национальное достояние

Российская академия художеств отпраздновала 260-летие торжественным заседанием и открытием мультимедийной выставки

В этом году Российская академия художеств празднует 260-летие с момента основания. Программа торжественных мероприятий включает выставки и научные конференции, демонстрирующие вклад академии в развитие российской и мировой культуры. Двадцать первого сентября академики собрались в большом зале Галереи искусств Зураба Церетели на торжественное заседание, в котором также приняли участие спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, представители министерств культуры и образования и науки, зарубежные гости. Только поздравительные телеграммы от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и других членов правительства, а также приветственные речи зачитывали около 40 минут. Много говорилось о том, что Академия художеств — национальное достояние нашей страны; организация не только сохраняет славные традиции российского искусства, но и инициирует развитие новых направлений. Валентина Матвиенко особо отметила заслуги президента РАХ Зураба Церетели, который в этом году тоже отмечает юбилей — 20 лет на посту главы академии.

В тот же день состоялось открытие юбилейной интерактивной выставки, представляющей творческую, научную, образовательную и просветительскую деятельность Российской академии художеств. Выставка была подготовлена управлением выставочной деятельности РАХ и Еленой Церетели. Мультимедийная экспозиция, дизайн которой разработан архитектором, академиком Юрием Аввакумовым, развернута до 15 октября в залах музейно-выставочного комплекса РАХ. Для оформления выставки архитектор выбрал единый, словно дворцовый стиль, явно напоминающий о традициях еще Императорской академии: бархатная обивка экспозиционных стендов (в каждом зале свой цвет), эффектные золотые таблички и пуфики в виде фрагментов каннелированных античных колонн.

Пространство на двух этажах разбито на 4 тематических зала, внутри которых можно выделить 12 разделов, где на 50 мониторах демонстрируются слайд-шоу и видео, подготовленные на основании архивных материалов. Тексты на внушительных золотых табличках чередуются со встроенными в экспозиционные стенды экранами; вместе они рассказывают об истории Академии художеств, ее структуре и современной деятельности, а также демонстрируют творчество академиков, учебные и творческие работы студентов академических институтов и лицеев, выпускников академических творческих мастерских в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске, Ростове-на-Дону. Небольшой раздел «Новые технологии» предоставляет посетителям выставки возможность погрузиться в атмосферу и среду творческих мастерских академиков с помощью шлемов виртуальной реальности.

Одна из главных идей юбилейной выставки — важность неразрывной трехуровневой системы академического художественного образования: лицей — институт — творческая мастерская. Еще одна задача экспозиции — наглядно показать и разъяснить современную структуру РАХ, которая отличается сложностью и разветвленностью. Разумеется, есть профильные отделения: живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики, театрально- и кинодекорационного искусства, дизайна, искусствознания и, наконец, новейших течений. Кроме штаб-квартиры РАХ в Москве, есть три региональных филиала: Урала, Сибири и Дальнего Востока, Поволжское отделение и Южное региональное отделение. В состав РАХ входит Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, а также созданная в 1998 году кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры. Несмотря на то что после вступления в силу двух законов — «Об образовании» от 2012 года и о реорганизации Российской академии наук и государственных академий наук от 2013 года — из ведения РАХ были исключены учебные заведения (Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также два лицея — в Москве и Петербурге), у академии остались творческие мастерские — уникальное, не имеющее аналогов явление, важное звено художественного образования, своего рода аспирантура, куда после окончания вузов для дальнейшего совершенствования профессионализма поступают самые одаренные молодые художники.

На выставке представлена и музейно-выставочная деятельность академии, которая курирует работу не только своего музейного комплекса на Пречистенке, но и Государственного музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея в Санкт-Петербурге и других.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+