18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Фасад Пушкинского музея скрылся за пирамидой из детcких колясок и кроваток

№56
Материал из газеты

Юбилей революции музей отметит выставкой Цай Гоцяна, одного из главных китайских художников современности

О выставке в Москве в Пушкинском музее Цай Гоцян (р. 1957) мечтал с детства. С Россией художника связывает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Его детство и молодость пришлись на время коммунистического режима в Поднебесной и СССР — влияние последнего распространялось на все сферы жизни. Тогда первым и одним из главных художественных впечатлений для Цай Гоцяна стал русский реализм, у которого, по словам художника, он многому научился. Несмотря на то что в Китае художник давно не живет (в 1986 году он переехал в Японию, а в 1995-м — в Нью-Йорк), интерес к реализму никуда не делся. У Цай Гоцяна даже есть собственная коллекция работ соцреалиста Константина Максимова, оказавшего огромное влияние на становление китайской живописи.

Его выставка в ГМИИ, первая в России, помимо раскрытия очевидных исторических параллелей между двумя странами, станет для художника возможностью поговорить и о судьбе маленького человека во времена серьезных потрясений. Откроет экспозицию монументальная инсталляция «Осень», которая будет встречать зрителей перед главным зданием. В музейном дворике уже появилась гора из 350 пожертвованных москвичами детских колыбелек и колясок, сквозь которые прорастают березки, позаимствованные, вероятно, из любимых художником пейзажей Исаака Левитана. По словам Цай Гоцяна, «Осень» станет его рассказом о течении времени, «гробницей утопических мечтаний» и одновременно «памятником человеческому стремлению к лучшему обществу».

Внутренние пространства музея тоже превратятся в мегаинсталляцию, и неудивительно, учитывая, что Цай Гоцян по образованию сценограф и свои выставки выстраивает максимально зрелищно. Большинство его проектов, начиная с взрывающихся неоном автомобилей в Музее Гуггенхайма в Бильбао и заканчивая настоящими фейерверками на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине, в первую очередь впечатляют визуально. За это же художника нередко критикуют: мол, за внешней красотой теряется содержание.

Московская выставка обойдется без фирменных фейерверков художника, но покажет другую его технику — пороховую живопись, с которой он начал экспериментировать еще студентом. Порох, одно из самых древних китайских изобретений, был неотъемлемой частью жизни Цай Гоцяна на родине. Он вспоминает, что «видел, как его использовали и в хороших, и в плохих целях, для уничтожения и для восстановления». В Пушкинском покажут три 20-метровых свитка, созданных в технике пороховой живописи уже в Москве, незадолго до открытия выставки. Первое произведение — монохромная «Река» — было выполнено в процессе перформанса, который состоялся 4 сентября на ВДНХ в павильоне № 22, временной мастерской художника. Через два дня Цай Гоцян создал каллиграфию «Звук» — выжженную на полупрозрачном шелке строку из «Интернационала». Это первый опыт художника с пороховой каллиграфией на русском языке. Наконец, 10 сентября китайский художник выполнил разноцветную композицию «Сад», снова в технике пороховой живописи, но уже полихромной. Также в ГМИИ можно будет увидеть небольшую скульптуру Цай Гоцяна, его ученические штудии и эскизы к пиротехническим спектаклям.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+