18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Читая пространство со словарем

№56
Материал из газеты

Когда теория архитектуры соединяется с психологией восприятия, пространство каждого строения начинает звучать наособицу. Издательский дом «Дело» перевел книгу Нильса Лунинга Прака «Язык архитектуры: Очерки архитектурной теории»

Одна беда: не слишком ли автор в этом соединении прямолинеен? К счастью, не во всех суждениях, а лишь в тех, что связывают характер искусства, степень его сложности и реалистичности с тем, хорошо или плохо человеку в эпоху, когда это искусство возникло. Вот буквально!

Абстракция в искусстве появляется «везде, где материальные обстоятельства сомнительны и мир кажется слишком отвратительным местом, чтобы в нем жить», утверждает Нильс Лунинг Прак (конечно, вслед за искусствоведом Вальтером Абелем, но стоило бы, право, отнестись к таким идеям и чуть критичнее).

Вот и «в наше время искусство снова полностью отошло от реализма», «импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, символизм и, наконец, абстрактное искусство современности демонстрируют нарастающее отчуждение между природой и искусством».

А все почему? «Разве наша эпоха не представляется… весьма непростой? Насущный хлеб — будет ли он у нас? Сама жизнь под угрозой атомной катастрофы… В таких небезопасных условиях мы проецируем свое беспокойство на внешний мир, хотим отключиться от него, — и реализм вновь покидает искусство». Ну нельзя же так грубо-то!

Впрочем, на таких суждениях автора можно не особенно задерживаться. Он интересен не ими. Нильс Лунинг Прак (1926–2002), бывший преподаватель и заведующий кафедрой истории архитектуры в Высшей технической школе Делфта, был склонен к некоторой наивности как теоретик культуры — и нетривиален, когда речь заходит о теории архитектуры как таковой: он сращивает ее с психологией восприятия.

Этим и определяются предложенные им система основных понятий и классификация архитектурных форм, в свете которых Прак анализирует девять зданий, построенных в разное время — с конца Античности до середины XX века. Скажем, «пространство» в каждом из строений он различает физическое, концептуальное и поведенческое; в зданиях разных типов они вступают в разные отношения между собой.

Взявшись составить словарь языка, которым архитектура говорит о мире, и установить соответствия «между социальными условиями, миром идей и символами, которые используют архитекторы», Нильс Лунинг Прак изобретает новый язык, чтобы говорить о ней самой.

Язык этот, правда, не так уж и нов: в оригинале на английском книга вышла почти 50 лет назад, зато теперь и мы получаем шанс его освоить и испытать все его возможности.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+