18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как фанера над Парижем

№56
Материал из газеты

Лондонский музей V&A показывает выставку, посвященную дизайнерам, сумевшим укротить универсальный, но совершенно нереспектабельный материал

Подвесной топливный бак бомбардировщика De Ha­vil­land Mosquito (1942) нечасто попадает в реставрационную мастерскую художественного музея. Специалисты Музея Виктории и Альберта (V&A) столкнулись с ним, готовя выставку, посвященную фанере — материалу разнообразному, но рядовому. Музей прослеживает историю фанеры с 50-х годов XIX века и до наших дней. Здесь показывают, например, доски для серфинга, стул от Чарльза и Рэй Имз, дом самостоятельной сборки WikiHouse, лодку модели Mirror.

Вот и самолетный топливный бак оказался в числе 40 объектов, над которыми реставраторы поработали перед открытием выставки. Внешние запасные баки остаются целыми очень редко, поскольку после того, как топливо из них вырабатывается, их сбрасывают. Бак на выставку привезли из расположенного в 40 км к северу от Лондона музея De Havilland, где он много лет пролежал в забвении. Старший реставратор V&A Найджел Бамфорт говорит: «Он поступил в разбитом состоянии. Нам пришлось буквально заново собирать его». Бак экспонируется подвешенным к потолку, чтобы, как поясняет куратор Элизабет Бисли, показать его «изумительную скульптурную форму».

Команда Бамфорта заделала дыры в фанерном фюзеляже бомбардировщика Mosquito, сделанного из древесины бальзы, покрытой тремя слоями бука, каждый из которых не толще «стенки коробки от кукурузных хлопьев». «Поразительно, — отмечает Бамфорт, — что он не разваливался и выдерживал весь груз».

Реставраторы также подготовили к выставке стул с вогнутой спинкой, созданный в XIX веке Генри Джеймсом Белтером, на счету которого три патента, связанных с «прессовочными работами» — формовкой фанеры для изготовления мебели. В Нью-Йорке Белтер разработал простую технологию, позволявшую формовать восемь спинок сразу. Реставраторы очистили стул и сняли обивку, чтобы обнажить раму.

История фанеры — тонкой деревянной плиты, состоящей по меньшей мере из двух спрессованных слоев, — прослеживается от Античности. Однако разглядели ее потенциал только в середине XIX века, когда началось массовое применение фанеры. «Это невероятно разнообразный и повсеместно используемый в современном дизайне материал, — говорит Бисли, добавляя, что к нему обращались все: от Марселя Бройера до Фрэнка Ллойда Райта. — Большинство людей даже не догадываются, как много вещей сделано из фанеры. В каком-то смысле это почти невидимый материал».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+