18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как фанера над Парижем

№56
Материал из газеты

Лондонский музей V&A показывает выставку, посвященную дизайнерам, сумевшим укротить универсальный, но совершенно нереспектабельный материал

Подвесной топливный бак бомбардировщика De Ha­vil­land Mosquito (1942) нечасто попадает в реставрационную мастерскую художественного музея. Специалисты Музея Виктории и Альберта (V&A) столкнулись с ним, готовя выставку, посвященную фанере — материалу разнообразному, но рядовому. Музей прослеживает историю фанеры с 50-х годов XIX века и до наших дней. Здесь показывают, например, доски для серфинга, стул от Чарльза и Рэй Имз, дом самостоятельной сборки WikiHouse, лодку модели Mirror.

Вот и самолетный топливный бак оказался в числе 40 объектов, над которыми реставраторы поработали перед открытием выставки. Внешние запасные баки остаются целыми очень редко, поскольку после того, как топливо из них вырабатывается, их сбрасывают. Бак на выставку привезли из расположенного в 40 км к северу от Лондона музея De Havilland, где он много лет пролежал в забвении. Старший реставратор V&A Найджел Бамфорт говорит: «Он поступил в разбитом состоянии. Нам пришлось буквально заново собирать его». Бак экспонируется подвешенным к потолку, чтобы, как поясняет куратор Элизабет Бисли, показать его «изумительную скульптурную форму».

Команда Бамфорта заделала дыры в фанерном фюзеляже бомбардировщика Mosquito, сделанного из древесины бальзы, покрытой тремя слоями бука, каждый из которых не толще «стенки коробки от кукурузных хлопьев». «Поразительно, — отмечает Бамфорт, — что он не разваливался и выдерживал весь груз».

Реставраторы также подготовили к выставке стул с вогнутой спинкой, созданный в XIX веке Генри Джеймсом Белтером, на счету которого три патента, связанных с «прессовочными работами» — формовкой фанеры для изготовления мебели. В Нью-Йорке Белтер разработал простую технологию, позволявшую формовать восемь спинок сразу. Реставраторы очистили стул и сняли обивку, чтобы обнажить раму.

История фанеры — тонкой деревянной плиты, состоящей по меньшей мере из двух спрессованных слоев, — прослеживается от Античности. Однако разглядели ее потенциал только в середине XIX века, когда началось массовое применение фанеры. «Это невероятно разнообразный и повсеместно используемый в современном дизайне материал, — говорит Бисли, добавляя, что к нему обращались все: от Марселя Бройера до Фрэнка Ллойда Райта. — Большинство людей даже не догадываются, как много вещей сделано из фанеры. В каком-то смысле это почти невидимый материал».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+