18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хиты рок-н-ролла просветят рентгеновскими лучами

№55
Материал из газеты

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка, посвященная послевоенным музыкальным пластинкам «на костях». Такое название в СССР получили подпольные записи запрещенной западной музыки на рентгеновских снимках

Сегодня пластинки на рентгеновских снимках выглядят как произведения искусства, а их история напоминает жанр «мокьюментари», который так любят современные художники. Разница лишь в том, что история «рентгениздата» самая что ни на есть настоящая. Английский музыкант Стивен Коутс и фотограф Пол Хартфилд были настолько впечатлены этим явлением в СССР, что создали проект Х-rays Audio, посвященный «музыке на костях», придумали выставку и выпустили книгу.
Пластинки «на костях», или «на ребрах», появились в СССР в середине ­1940-х годов и просуществовали вплоть до распространения катушечных магнитофонов. Советские подпольные предприниматели придумали тогда остроумную технологию записи запрещенных хитов — фокстрота, джаза, «блатняка», а затем и рок-н-ролла — на пластинках из рентгеновских снимков. То есть волшебные звуки голосов Эллы Фицджеральд, Элвиса Пресли и The Beatles рождались буквально «из снимков чужой диафрагмы». Такие пластинки пользовались большим спросом: оригинальный винил стоил у фарцовщиков 120 руб., что было сравнимо с зарплатой инженера, «рентгены» — примерно 2 руб. Считается, что их изобретателем был Станислав Филон, открывший в 1946 году в Ленинграде артельную студию. Днем на немецком звукозаписывающем аппарате «Телефункен» артель изготовляла звуковые открытки, а ночью — «запретное искусство». Потом у Филона появились конкуренты, явление стало распространенным и даже удостоилось внимания Госкино, выпустившего фильм «Тени на тротуарах». В лучших традициях советской риторики он бичевал изобретателей и потребителей «фокстротов на рентгеновских снимках, запечатлевших немудреную анатомию духовного убожества».

Кураторы выставки в «Гараже» Стивен Коутс и Пол Хартфилд выступят на ней и как художники, создав инсталляцию из предметов и документов 1940–1960-х. Снимки пластинок из их коллекции будут заключены в лайтбоксы. Подлинное же звучание «музыки на костях» можно будет слушать вместе с рассказами людей, которые занимались их производством и распространением. В первые дни работы выставки состоится перформанс «Кабаре X-Ray», посвященный героям музыкального подполья, он будет записан на рентгеновских снимках на оригинальном рекордере 1950-х. 

Музей современного искусства «Гараж»
Музыка на костях
14 августа – 5 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+