О роли репродукции в создании хорошей живописи

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Каталог выставки Джорджо Моранди в Пушкинском музее помогает понять, зачем вообще нужны каталоги

Джорджо Моранди. «Натюрморт». 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин
Джорджо Моранди. «Натюрморт». 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

Во вступительном эссе Виктория Маркова, российский куратор выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, отвечает на один из самых важных вопросов, связанных с местным восприятием творчества Джорджо Моранди (1890–1964), — о его влиянии на манеру Владимира Вейсберга (1924–1985).

«Он видел в Моранди тончайшего колориста, работавшего на нюансах цвета. В понимании Вейсберга предметы в картинах [Моранди] не отделялись четкими контурами от окружающей среды, а превращались в своего рода уплотнения атмосферы. Подтверждение этому мы находим в работах самого Вейсберга. И он пережил глубокое потрясение, увидев наконец произведения любимого мастера, которые оказались не такими, как он многие годы предполагал».

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950 г. Фото:  Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze
Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950 г.
Фото: Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Творческая фантазия богаче реальности и преобразует влияния в самодостаточные явления. Подобно многим живописцам ХХ века, Вейсберг судил о современном западном искусстве по плохим репродукциям из «польских журналов». Но именно это в том числе помогло ему сформировать собственную, манеру. И этом Вейсберг не одинок. Вот и сам Моранди, если судить по очерку Марии Кристины Бандеры, выше всех ставил творчество Поля Сезанна. И первоначально он судил о его картинах тоже по репродукциям.

«В 1914 году внимание Моранди привлекли иллюстрации в книге „Шестнадцать произведений Сезанна“ — разумеется, черно-белые. Впрочем если для нас сегодня черно-белые фотографии обедняют зрительный образ, то Моранди был к ним привычен, более того — отсутствие цвета не портило изображения, а помогало сосредоточиться на главном, уловить суть живописи Сезанна». Страницы двуязычного альбома, посвященные параллелям с Вейсбергом и Сезанном, полны качественных репродукций, делающих визуальные рифмы особенно наглядными.

Джорджо Моранди. Работы из собраний Италии и России. М.: Арт-Волхонка, 2017. 360 с.
Джорджо Моранди. Работы из собраний Италии и России. М.: Арт-Волхонка, 2017. 360 с.

Жаль, что этого не произошло на самой выставке, сплошь состоящей из работ одного Моранди. Хотя, казалось бы, в Пушкинском есть масса работ и Сезанна, и Вейсберга, появление которых на ретроспективе вывело бы экспозицию на иной уровень.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+