18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На «Крыше» Европы

№55
Материал из газеты

Лондонское дизайн-бюро Robert Angell Design International отреставрировало бальный зал "Крыша" в "Гранд Отеле Европа" бережно и уважительно к изысканной старине

В самом сердце Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, вот уже 142 года принимает гостей в своих стенах старейшая в городе гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа». Открытая в 1875 году, за свою продолжительную историю она видела немало именитых гостей: здесь император Николай II встречался с принцем Сиама, ужинал Петр Ильич Чайковский, давали концерты сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.

Поддержание звания одного из лучших отелей требует постоянной работы по сохранению и обновлению уникальных интерьеров, а также свежих идей и их идеальной реализации. Планы гостиницы амбициозны: уже отреставрирован исторический фасад здания, в 2017 году будут обновлены 114 номеров, интерьер которых оценивается в $4 млн.

Номерной фонд гостиницы разнообразен: четыре вида люксов, в том числе самые просторные в Северной столице президентские апартаменты, расположенные на 350 кв. м, а также авангардные люксы, названные в честь величайших художников и скульпторов. «Малевич» — яркий и акцентный, имеющий простые и четкие геометрические элементы в интерьере. «Кандинский» отсылает к абстракционизму, переплетению цвета и форм. Кубический «Архипенко» и его игра с негативным пространством. Революционный «Лисицкий», балансирующий на грани советской пропаганды и китча. И классический «Родченко» — с первыми образцами советского дизайна и рекламы, не теряющих популярности.
Отдельная гордость — рестораны. Два года назад в «Гранд Отеле Европа» был открыт AZIA с богатым паназиатским меню и барной картой на любой вкус. Успех заведения обуславливается педантичным подходом владельцев: концепция продумывалась около семи лет, премьера стала важным событием для Петербурга. Другую часть света представляет ресторан «Европа», расположенный на втором этаже. Зал в стиле модерн, спроектированный архитектором Карлом Маккензеном, существует в отеле с 1905 года и украшен витражными потолками, деревянной резьбой и знаменитым панно «Аполлон на колеснице».

В марте этого года распахнул свои двери после реставрации легендарный бальный зал «Крыша», созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля и имеющий, как и каждый уголок оте­ля, свою историю. В первоначальном плане зала не существовало, но возраставшая популярность гостиницы требовала ее расширения. Проект надстройки мансарды над пятым этажом утвердил сам император Николай II.

Мансарду возвели за один год, а открывшийся на летней террасе ресторан «Крыша» практически сразу стал лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же обязательным пунктом для приезжего, как осмотр достопримечательностей. Тем более что оба занятия можно было совместить: возвышающийся над городскими постройками в самом сердце города, отель давал возможность взглянуть на него с непривычного ракурса. Это отмечали и многочисленные именитые гости. Так, в 1912 году великий русский поэт Александр Блок писал: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».

Слава «Крыши» пережила и царскую, и советскую эпохи. В сталинское время в рестораны могли ходить далеко не все, основную аудиторию составляли иностранцы, генералы и народные артисты. Но постепенно сознание граждан изменилось. Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: «В середине 1950‑х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь „Европейской“, поднялась на „Крышу“ и оказалась в другом мире».
Ресторан формировал в своих стенах по-настоящему новую советскую интеллигенцию. Здесь сложился круг творческих и деловых людей: начинающих, но уже известных художников, режиссеров «Ленфильма», адвокатов, стиляг, артистов, спортсменов, композиторов и представителей ленинградской литературы. Бывали здесь и Иосиф Бродский, и Сергей Довлатов.

Реставрация «Крыши» была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International, которое бережно и уважительно отнеслось к историческому наследию. Все помещения, от элегантного лобби и террасы до самого бального зала, связаны единым стилевым решением и легкими пастельными тонами. Вход в фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки с оригинальной отливной ручкой. Стены украшены обоями с дамасским узором цвета селадон в унисон с богатыми портьерами с растительными мотивами.

Блистательный бальный зал площадью 300 кв. м перекрыт остекленным витражным коробовым сводом. Стекло позволяет дневному свету проникать внутрь и отражаться в огромном количестве зеркал, которыми зал обрамлен. Интерьер принадлежит к неоклассике, украшен лепными узорами и хрустальными элементами. Стенам придали перламутровый жемчужно-серый оттенок, что гораздо сильнее выделило рельефные лепные композиции карниза с изображениями путти и сатиров.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+