18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На «Крыше» Европы

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Лондонское дизайн-бюро Robert Angell Design International отреставрировало бальный зал "Крыша" в "Гранд Отеле Европа" бережно и уважительно к изысканной старине

Бальный зал "Крыша" после реставрации
Бальный зал "Крыша" после реставрации

В самом сердце Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, вот уже 142 года принимает гостей в своих стенах старейшая в городе гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа». Открытая в 1875 году, за свою продолжительную историю она видела немало именитых гостей: здесь император Николай II встречался с принцем Сиама, ужинал Петр Ильич Чайковский, давали концерты сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.

Поддержание звания одного из лучших отелей требует постоянной работы по сохранению и обновлению уникальных интерьеров, а также свежих идей и их идеальной реализации. Планы гостиницы амбициозны: уже отреставрирован исторический фасад здания, в 2017 году будут обновлены 114 номеров, интерьер которых оценивается в $4 млн.

Вид отеля.
Вид отеля.

Номерной фонд гостиницы разнообразен: четыре вида люксов, в том числе самые просторные в Северной столице президентские апартаменты, расположенные на 350 кв. м, а также авангардные люксы, названные в честь величайших художников и скульпторов. «Малевич» — яркий и акцентный, имеющий простые и четкие геометрические элементы в интерьере. «Кандинский» отсылает к абстракционизму, переплетению цвета и форм. Кубический «Архипенко» и его игра с негативным пространством. Революционный «Лисицкий», балансирующий на грани советской пропаганды и китча. И классический «Родченко» — с первыми образцами советского дизайна и рекламы, не теряющих популярности.
Отдельная гордость — рестораны. Два года назад в «Гранд Отеле Европа» был открыт AZIA с богатым паназиатским меню и барной картой на любой вкус. Успех заведения обуславливается педантичным подходом владельцев: концепция продумывалась около семи лет, премьера стала важным событием для Петербурга. Другую часть света представляет ресторан «Европа», расположенный на втором этаже. Зал в стиле модерн, спроектированный архитектором Карлом Маккензеном, существует в отеле с 1905 года и украшен витражными потолками, деревянной резьбой и знаменитым панно «Аполлон на колеснице».

В марте этого года распахнул свои двери после реставрации легендарный бальный зал «Крыша», созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля и имеющий, как и каждый уголок оте­ля, свою историю. В первоначальном плане зала не существовало, но возраставшая популярность гостиницы требовала ее расширения. Проект надстройки мансарды над пятым этажом утвердил сам император Николай II.

Архивное фото, советский период.
Архивное фото, советский период.

Мансарду возвели за один год, а открывшийся на летней террасе ресторан «Крыша» практически сразу стал лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же обязательным пунктом для приезжего, как осмотр достопримечательностей. Тем более что оба занятия можно было совместить: возвышающийся над городскими постройками в самом сердце города, отель давал возможность взглянуть на него с непривычного ракурса. Это отмечали и многочисленные именитые гости. Так, в 1912 году великий русский поэт Александр Блок писал: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».

Слава «Крыши» пережила и царскую, и советскую эпохи. В сталинское время в рестораны могли ходить далеко не все, основную аудиторию составляли иностранцы, генералы и народные артисты. Но постепенно сознание граждан изменилось. Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: «В середине 1950‑х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь „Европейской“, поднялась на „Крышу“ и оказалась в другом мире».
Ресторан формировал в своих стенах по-настоящему новую советскую интеллигенцию. Здесь сложился круг творческих и деловых людей: начинающих, но уже известных художников, режиссеров «Ленфильма», адвокатов, стиляг, артистов, спортсменов, композиторов и представителей ленинградской литературы. Бывали здесь и Иосиф Бродский, и Сергей Довлатов.

Отель в 1940-е. Фото:
Отель в 1940-е.

Реставрация «Крыши» была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International, которое бережно и уважительно отнеслось к историческому наследию. Все помещения, от элегантного лобби и террасы до самого бального зала, связаны единым стилевым решением и легкими пастельными тонами. Вход в фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки с оригинальной отливной ручкой. Стены украшены обоями с дамасским узором цвета селадон в унисон с богатыми портьерами с растительными мотивами.

Блистательный бальный зал площадью 300 кв. м перекрыт остекленным витражным коробовым сводом. Стекло позволяет дневному свету проникать внутрь и отражаться в огромном количестве зеркал, которыми зал обрамлен. Интерьер принадлежит к неоклассике, украшен лепными узорами и хрустальными элементами. Стенам придали перламутровый жемчужно-серый оттенок, что гораздо сильнее выделило рельефные лепные композиции карниза с изображениями путти и сатиров.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+