Два археологических музея соперничают за место в центре Бейрута

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Два археологических музея — государственный Городской музей Бейрута и Музей цивилизаций — соперничают за размещение на площади Мучеников в центре столицы Ливана Бейруте, которую планируется реконструировать по проекту Ренцо Пьяно

Музей современного искусства в Джаль-эль-Дибе. Фото: AÏshti foundatio
Музей современного искусства в Джаль-эль-Дибе.
Фото: AÏshti foundatio

Крупный проект «музейной мили» в Бейруте набирает обороты. В этом бурно растущем ближневосточном мегаполисе здания для десятка культурных институций либо строятся, либо уже сданы. Культурная экспансия идет семимильными шагами благодаря поддержке меценатов и корпораций, постепенно в процесс включается и общественность.

Бейрутский художественный музей, представляющий искусство с начала ХХ века и по сегодняшний день (как местное, так и интернациональное), стимулирует развитие всех остальных проектов. Здание музея, который откроется для публики в 2020 году, расположено на Дамаск-роуд, бывшей разделительной линии времен гражданской войны в Ливане. «Наш музей задуман не изолированным островом, но как часть архипелага, занимающего центр города в последовательности, намеченной сегодня основными арт-институциями», — говорит архитектор музея Хала Варде.

Проект Бейрутского художественного музея. Фото: BeMA
Проект Бейрутского художественного музея.
Фото: BeMA

Понятно, что превращение Бейрута в культурный центр не проходит гладко. Национальная безопасность по-прежнему остается одной из главных проблем государства, граничащего с Сирией. Другая проблема — внутриполитическая обстановка: до 2016 года страна более двух лет оставалась без президента, так что жить в столице было небезопасно. Назначение мусульманина-суннита Саада аль-Харири премьер-министром в ноябре прошлого года создало видимость политической стабильности. Новое правительство одобрило генеральный план реконструкции площади Мучеников в центре Бейрута, предложенный архитектором Ренцо Пьяно.

Реализации культурных проектов в стране мешает и обычная конкуренция. Так, сейчас сразу два соперничающих археологических музея — государственный Городской музей Бейрута и Музей цивилизаций — одновременно претендуют разместиться на площади Мучеников.

Особняк 1920-х гг., известный как Желтый дом. Здесь разместится музей Бейт-Бейрут. Фото: Youssef haidar
Особняк 1920-х гг., известный как Желтый дом. Здесь разместится музей Бейт-Бейрут.
Фото: Youssef haidar

Тем временем большой резонанс вызвало предложение крупного предпринимателя Тони Саламе построить несколько зданий в стиле летних павильонов британской галереи Seprentine. Они зададут тон новому арт-району в центре города. «У каждого павильона будет свое назначение, но главная их цель — быть образцом современного дизайна», — говорит Саламе. Эксперты и чиновники от культуры обсудили перспективы создания арт-района в Бейруте на открытом заседании Фонда Aïshti, принадлежащего Саламе. Николай Урусофф, бывший архитектурный критик газеты New York Times, впрочем, предостерегает от ускоренной джентрификации. Он предложил создать в будущем районе «временное пространство, находящееся вне досягаемости рынка, ведь как раз менее формальное развитие Бейрута способно дать более ощутимые резуль­таты». 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+