Золото, серебро и русские эмали на аукционе в Монте-Карло

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

19 июля в Монако состоятся русские торги аукционного дома Hôtel des Ventes de Monte-Carlo

Евгений Лансере. Воевода на коне. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Евгений Лансере. Воевода на коне.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Традиционный летний аукцион русского искусства на Лазурном Берегу изобилует предметами из золота и серебра. Отбором произведений искусства на него уже четыре года занимается французский искусствовед Сирил Буле, известный знаток русского искусства и специалист по истории династии Романовых. На этот раз он сделал ставку на изделия фирмы Карла Фаберже и мастерской Павла Овчинникова, а также предметы с императорским провенансом. Собственно, именно декоративно-прикладное искусство пользуется наибольшим спросом у клиентов летних аукционов HVMC. Разумеется, главные участники русских торгов в Монте-Карло — покупатели из России, причем не столько коллекционеры, сколько владельцы яхт и недвижимости на Лазурном Берегу, которые с удовольствием приобретают предметы для украшения интерьера. В то же время изделия Фаберже — один из немногих русских «брендов», узнаваемых и востребованных во всем мире, так что организаторы могут рассчитывать на интерес со стороны покупателей не только из России, но и из Европы, США и арабских стран.

Настольные часы с эмалью. Фаберже, Санкт-Петербург. До 1896. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Настольные часы с эмалью. Фаберже, Санкт-Петербург. До 1896.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Пожалуй, главный топ-лот предстоящего аукциона — прямоугольная рамка для фотографий, выполненная около 1896 года мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным. Предмет принадлежал когда-то герцогу Фердинанду Саксен-Кобург-Готскому, с 1887 года князю, а позднее царю Болгарии. Золотая рамка украшена ярко-синей эмалью по гильошированному фону, на которую наложены декоративные элементы из розового золота в виде лилий. В рамку помещена фотография самого Фердинанда, известного любовью к ювелирным украшениям. Он был преданным поклонником дома Фаберже с 1880-х годов. По-видимому, рамка была заказана им в подарок жене, Марии-Луизе Бурбон-Пармской, предком которой был король Франции Карл X (отсюда и появившиеся в декоре золотые лилии на синем фоне; геральдическая лилия — герб Франции в эпоху правления династии Бурбонов). Изысканное произведение Михаила Перхина оценено организаторами аукциона в €60–80 тыс.

Павел Овчинников. Серебряная братина. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Павел Овчинников. Серебряная братина.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Также на торгах будет представлено серебряное ведерко для шампанского, подаренное русским императором Николаем I дочери, великой княгине Александре Николаевне, в честь ее свадьбы с принцем Фридрихом-Вильгельмом Гессен-Кассельским. Драгоценный подарок был заказан петербургскому ювелирных дел мастеру Карлу Иоганну Тегельштейну, который работал исключительно на императорский двор. Изделие 1843 года, украшенное гравировкой с монограммой великой княгини Александры Николаевны и изображением российского двуглавого орла, предварительно оценивается в €22–25 тыс.
Еще один любопытный лот на русском аукционе HVMC — серебряная братина c гравировкой на французском языке: «Крейсеру кирасирского полка „Гишен“. Город Санкт-Петербург, май 1902 года». Бронепалубный крейсер I класса «Гишен» (фр. Guichen) был заказан Морским министерством Франции как океанский «сверхбыстроходный» вооруженный торговый корабль. «Гишен» был заложен в октябре 1895 года в Сен-Назере на частной верфи Ateliers et Chantiers de la Loire. На воду судно спустили 15 мая 1898-го, а в строй оно вступило в 1901-м. В мае 1902 года корабль был включен в состав эскорта, сопровождавшего президента Франции Эмиля Лубе во время официального визита в Россию для смотра военных маневров союзных франко-российских войск. Очевидно, именно тогда экипажу крейсера был преподнесен ценный подарок, выполненный в мастерской Павла Овчинникова. Изделие выставлено на торги с эстимейтом €10–12 тыс.

Николай Алексеев. Ковш, украшенный эмалями. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Николай Алексеев. Ковш, украшенный эмалями.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Среди других лотов — украшенный эмалями ковш, выполненный мастером Николаем Алексеевым на рубеже XIX–XX веков (эстимейт €5–7 тыс.), и золотая табакерка фирмы Фаберже, декорированная изображением двуглавого орла (известно, что табакерки этой модели дарил подданным лично император Николай II в знак уважения и благодарности за заслуги перед отечеством), оцененная в €4,5–5 тыс.

Собственный аукционный дом существует в Монако уже четыре года. Основателями HVMC стали эксперт-геммолог Шанталь Бовуа и специалист по европейской живописи XIX века Франк Бай. До того как открыть собственный бизнес, они оба проработали не одно десятилетие во французском аукционном доме Tajan, где Бовуа отвечала за ювелирные торги, а Бай был главой отдела импрессионизма и модернизма. Кстати, сама идея проводить летом аукционы в княжестве Монако принадлежит их прежнему работодателю, мэтру Жаку Тажану, основателю одноименного дома. Именно он первым организовал летние торги на Лазурном Берегу. За ним в Монако потянулись и другие аукционисты, и вот три года назад наконец появился молодой и амбициозный местный конкурент — Hôtel des Ventes de Monte-Carlo. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+