Золото, серебро и русские эмали на аукционе в Монте-Карло

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

19 июля в Монако состоятся русские торги аукционного дома Hôtel des Ventes de Monte-Carlo

Евгений Лансере. Воевода на коне. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Евгений Лансере. Воевода на коне.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Традиционный летний аукцион русского искусства на Лазурном Берегу изобилует предметами из золота и серебра. Отбором произведений искусства на него уже четыре года занимается французский искусствовед Сирил Буле, известный знаток русского искусства и специалист по истории династии Романовых. На этот раз он сделал ставку на изделия фирмы Карла Фаберже и мастерской Павла Овчинникова, а также предметы с императорским провенансом. Собственно, именно декоративно-прикладное искусство пользуется наибольшим спросом у клиентов летних аукционов HVMC. Разумеется, главные участники русских торгов в Монте-Карло — покупатели из России, причем не столько коллекционеры, сколько владельцы яхт и недвижимости на Лазурном Берегу, которые с удовольствием приобретают предметы для украшения интерьера. В то же время изделия Фаберже — один из немногих русских «брендов», узнаваемых и востребованных во всем мире, так что организаторы могут рассчитывать на интерес со стороны покупателей не только из России, но и из Европы, США и арабских стран.

Настольные часы с эмалью. Фаберже, Санкт-Петербург. До 1896. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Настольные часы с эмалью. Фаберже, Санкт-Петербург. До 1896.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Пожалуй, главный топ-лот предстоящего аукциона — прямоугольная рамка для фотографий, выполненная около 1896 года мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным. Предмет принадлежал когда-то герцогу Фердинанду Саксен-Кобург-Готскому, с 1887 года князю, а позднее царю Болгарии. Золотая рамка украшена ярко-синей эмалью по гильошированному фону, на которую наложены декоративные элементы из розового золота в виде лилий. В рамку помещена фотография самого Фердинанда, известного любовью к ювелирным украшениям. Он был преданным поклонником дома Фаберже с 1880-х годов. По-видимому, рамка была заказана им в подарок жене, Марии-Луизе Бурбон-Пармской, предком которой был король Франции Карл X (отсюда и появившиеся в декоре золотые лилии на синем фоне; геральдическая лилия — герб Франции в эпоху правления династии Бурбонов). Изысканное произведение Михаила Перхина оценено организаторами аукциона в €60–80 тыс.

Павел Овчинников. Серебряная братина. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Павел Овчинников. Серебряная братина.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Также на торгах будет представлено серебряное ведерко для шампанского, подаренное русским императором Николаем I дочери, великой княгине Александре Николаевне, в честь ее свадьбы с принцем Фридрихом-Вильгельмом Гессен-Кассельским. Драгоценный подарок был заказан петербургскому ювелирных дел мастеру Карлу Иоганну Тегельштейну, который работал исключительно на императорский двор. Изделие 1843 года, украшенное гравировкой с монограммой великой княгини Александры Николаевны и изображением российского двуглавого орла, предварительно оценивается в €22–25 тыс.
Еще один любопытный лот на русском аукционе HVMC — серебряная братина c гравировкой на французском языке: «Крейсеру кирасирского полка „Гишен“. Город Санкт-Петербург, май 1902 года». Бронепалубный крейсер I класса «Гишен» (фр. Guichen) был заказан Морским министерством Франции как океанский «сверхбыстроходный» вооруженный торговый корабль. «Гишен» был заложен в октябре 1895 года в Сен-Назере на частной верфи Ateliers et Chantiers de la Loire. На воду судно спустили 15 мая 1898-го, а в строй оно вступило в 1901-м. В мае 1902 года корабль был включен в состав эскорта, сопровождавшего президента Франции Эмиля Лубе во время официального визита в Россию для смотра военных маневров союзных франко-российских войск. Очевидно, именно тогда экипажу крейсера был преподнесен ценный подарок, выполненный в мастерской Павла Овчинникова. Изделие выставлено на торги с эстимейтом €10–12 тыс.

Николай Алексеев. Ковш, украшенный эмалями. Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo
Николай Алексеев. Ковш, украшенный эмалями.
Фото: Hotel de Ventes de Monte-Carlo

Среди других лотов — украшенный эмалями ковш, выполненный мастером Николаем Алексеевым на рубеже XIX–XX веков (эстимейт €5–7 тыс.), и золотая табакерка фирмы Фаберже, декорированная изображением двуглавого орла (известно, что табакерки этой модели дарил подданным лично император Николай II в знак уважения и благодарности за заслуги перед отечеством), оцененная в €4,5–5 тыс.

Собственный аукционный дом существует в Монако уже четыре года. Основателями HVMC стали эксперт-геммолог Шанталь Бовуа и специалист по европейской живописи XIX века Франк Бай. До того как открыть собственный бизнес, они оба проработали не одно десятилетие во французском аукционном доме Tajan, где Бовуа отвечала за ювелирные торги, а Бай был главой отдела импрессионизма и модернизма. Кстати, сама идея проводить летом аукционы в княжестве Монако принадлежит их прежнему работодателю, мэтру Жаку Тажану, основателю одноименного дома. Именно он первым организовал летние торги на Лазурном Берегу. За ним в Монако потянулись и другие аукционисты, и вот три года назад наконец появился молодой и амбициозный местный конкурент — Hôtel des Ventes de Monte-Carlo. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+