18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Храму в Мелётове поможет краудфандинг

В Центре имени Грабаря обсудили способы сохранения древних памятников архитектуры на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове

Круглый стол прошел в рамках выставки «Мелётово. Время решений» и был посвящен проблемам сохранения выдающегося архитектурно-художественного памятника, а также широкому кругу вопросов, связанных с популяризацией аналогичных памятников федерального значения.

Эксперты вспомнили историю храма в Мелётове. После масштабных работ по реставрации фресок в 1960-х долгое время ситуация была стабильной. В начале 1990-х годов сильно ухудшилось инженерно-техническое состояние церкви, и это привело к ухудшению состояния росписей. С середины 2000-х годов сотрудники Псковского государственного музея-заповедника много раз подавали заявки на финансирование проектных, изыскательских, археологических и реставрационных работ, однако поддержки не получили. Заседание рабочей группы Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ 23 сентября 2016 года зафиксировало критическое, остроаварийное состояние памятника, требующее немедленной реставрации. Церковь находится на грани гибели. В настоящее время специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) готовятся проводить в Мелётове противоаварийные работы.

Заведующая отделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника Таисия Круглова рассказала, что «в последние годы стало быстро ухудшаться состояние стен. Выяснилось, что в 1990-е во время проведения работ по периметру собора была откопана земля и не была сделана отмостка. Вероятно, это нарушение археологических работ вокруг памятника сейчас аукнулось и привело к ухудшению его состояния».

По словам доктора искусствознания, завсектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Льва Лифшица, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — это памятник из числа тех, которые называют уникальными. «Он — единственный, сохранившийся с полным комплектом росписей, которые были созданы вскоре после завершения строительства, в начале второй половины XV века, времени классического для Пскова искусства. Это памятник, уникальный не только по своим художественным достоинствам, но и по иконографической программе, совершенно не имеющей аналогий», — пояснил эксперт.

По его мнению, «этот памятник сегодня является в определенном смысле символом состояния нашего общества, которое достигло полного отсутствия болевого порога». «Эта возможность утраты почему-то является болью для очень небольшой горстки людей и не является той бедой, о которой звонят все колокола», — сказал Лифшиц.

По итогам круглого стола участники сформулировали несколько вариантов помощи храму Успения в Мелётове, включая сбор средств на одной из краудфандинговых платформ, что позволит в кратчайшие сроки найти необходимое финансирование и начать реставрацию.

Участники встречи также договорились направить обращение губернатору Псковской области и в Государственный комитет Псковской области по культуре с просьбой обратить внимание на выдающийся памятник русской культуры и искусства, который находится в плачевном состоянии. Было высказано предложение командировать в Мелётово нескольких членов научно-методического совета Минкультуры из секции «Памятники архитектуры», которой руководит заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. Они должны определить объем работ и сумму, необходимую для выведения храма из аварийного состояния, а затем обратиться в ведомство с просьбой выделить необходимые средства.

В круглом столе также приняли участие сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря: генеральный директор Дмитрий Сергеев, заведующая отделом по научно-методической и выставочной деятельности Елена Проханова, ведущий художник-реставратор Адольф Овчинников, художник-реставратор высшей категории, куратор выставки «Мелётово. Время решений» Александр  Горматюк, а также  директор МНРХУ Алексей Меньшов и секретарь Общественного совета по вопросам культурного наследия при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия Александр  Дубинин.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+