Храму в Мелётове поможет краудфандинг

В Центре имени Грабаря обсудили способы сохранения древних памятников архитектуры на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове

«Положение во гроб». Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове. Фото: Александр Горматюк
«Положение во гроб». Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове.
Фото: Александр Горматюк

Круглый стол прошел в рамках выставки «Мелётово. Время решений» и был посвящен проблемам сохранения выдающегося архитектурно-художественного памятника, а также широкому кругу вопросов, связанных с популяризацией аналогичных памятников федерального значения.

Эксперты вспомнили историю храма в Мелётове. После масштабных работ по реставрации фресок в 1960-х долгое время ситуация была стабильной. В начале 1990-х годов сильно ухудшилось инженерно-техническое состояние церкви, и это привело к ухудшению состояния росписей. С середины 2000-х годов сотрудники Псковского государственного музея-заповедника много раз подавали заявки на финансирование проектных, изыскательских, археологических и реставрационных работ, однако поддержки не получили. Заседание рабочей группы Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ 23 сентября 2016 года зафиксировало критическое, остроаварийное состояние памятника, требующее немедленной реставрации. Церковь находится на грани гибели. В настоящее время специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) готовятся проводить в Мелётове противоаварийные работы.

Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря. Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря.
Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря

Заведующая отделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника Таисия Круглова рассказала, что «в последние годы стало быстро ухудшаться состояние стен. Выяснилось, что в 1990-е во время проведения работ по периметру собора была откопана земля и не была сделана отмостка. Вероятно, это нарушение археологических работ вокруг памятника сейчас аукнулось и привело к ухудшению его состояния».

По словам доктора искусствознания, завсектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Льва Лифшица, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — это памятник из числа тех, которые называют уникальными. «Он — единственный, сохранившийся с полным комплектом росписей, которые были созданы вскоре после завершения строительства, в начале второй половины XV века, времени классического для Пскова искусства. Это памятник, уникальный не только по своим художественным достоинствам, но и по иконографической программе, совершенно не имеющей аналогий», — пояснил эксперт.

«Уверение Фомы».  Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове. Фото: Александр Горматюк
«Уверение Фомы».  Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове.
Фото: Александр Горматюк

По его мнению, «этот памятник сегодня является в определенном смысле символом состояния нашего общества, которое достигло полного отсутствия болевого порога». «Эта возможность утраты почему-то является болью для очень небольшой горстки людей и не является той бедой, о которой звонят все колокола», — сказал Лифшиц.

По итогам круглого стола участники сформулировали несколько вариантов помощи храму Успения в Мелётове, включая сбор средств на одной из краудфандинговых платформ, что позволит в кратчайшие сроки найти необходимое финансирование и начать реставрацию.

Нынешнее состояние храма. Фото: Александр Горматюк
Нынешнее состояние храма.
Фото: Александр Горматюк

Участники встречи также договорились направить обращение губернатору Псковской области и в Государственный комитет Псковской области по культуре с просьбой обратить внимание на выдающийся памятник русской культуры и искусства, который находится в плачевном состоянии. Было высказано предложение командировать в Мелётово нескольких членов научно-методического совета Минкультуры из секции «Памятники архитектуры», которой руководит заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. Они должны определить объем работ и сумму, необходимую для выведения храма из аварийного состояния, а затем обратиться в ведомство с просьбой выделить необходимые средства.

В круглом столе также приняли участие сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря: генеральный директор Дмитрий Сергеев, заведующая отделом по научно-методической и выставочной деятельности Елена Проханова, ведущий художник-реставратор Адольф Овчинников, художник-реставратор высшей категории, куратор выставки «Мелётово. Время решений» Александр  Горматюк, а также  директор МНРХУ Алексей Меньшов и секретарь Общественного совета по вопросам культурного наследия при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия Александр  Дубинин.

Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря. Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря.
Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+