18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Храму в Мелётове поможет краудфандинг

В Центре имени Грабаря обсудили способы сохранения древних памятников архитектуры на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове

«Положение во гроб». Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове. Фото: Александр Горматюк
«Положение во гроб». Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове.
Фото: Александр Горматюк

Круглый стол прошел в рамках выставки «Мелётово. Время решений» и был посвящен проблемам сохранения выдающегося архитектурно-художественного памятника, а также широкому кругу вопросов, связанных с популяризацией аналогичных памятников федерального значения.

Эксперты вспомнили историю храма в Мелётове. После масштабных работ по реставрации фресок в 1960-х долгое время ситуация была стабильной. В начале 1990-х годов сильно ухудшилось инженерно-техническое состояние церкви, и это привело к ухудшению состояния росписей. С середины 2000-х годов сотрудники Псковского государственного музея-заповедника много раз подавали заявки на финансирование проектных, изыскательских, археологических и реставрационных работ, однако поддержки не получили. Заседание рабочей группы Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ 23 сентября 2016 года зафиксировало критическое, остроаварийное состояние памятника, требующее немедленной реставрации. Церковь находится на грани гибели. В настоящее время специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) готовятся проводить в Мелётове противоаварийные работы.

Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря. Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря.
Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря

Заведующая отделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника Таисия Круглова рассказала, что «в последние годы стало быстро ухудшаться состояние стен. Выяснилось, что в 1990-е во время проведения работ по периметру собора была откопана земля и не была сделана отмостка. Вероятно, это нарушение археологических работ вокруг памятника сейчас аукнулось и привело к ухудшению его состояния».

По словам доктора искусствознания, завсектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Льва Лифшица, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — это памятник из числа тех, которые называют уникальными. «Он — единственный, сохранившийся с полным комплектом росписей, которые были созданы вскоре после завершения строительства, в начале второй половины XV века, времени классического для Пскова искусства. Это памятник, уникальный не только по своим художественным достоинствам, но и по иконографической программе, совершенно не имеющей аналогий», — пояснил эксперт.

«Уверение Фомы».  Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове. Фото: Александр Горматюк
«Уверение Фомы».  Фрагмент росписей из церкви Успения в Мелётове.
Фото: Александр Горматюк

По его мнению, «этот памятник сегодня является в определенном смысле символом состояния нашего общества, которое достигло полного отсутствия болевого порога». «Эта возможность утраты почему-то является болью для очень небольшой горстки людей и не является той бедой, о которой звонят все колокола», — сказал Лифшиц.

По итогам круглого стола участники сформулировали несколько вариантов помощи храму Успения в Мелётове, включая сбор средств на одной из краудфандинговых платформ, что позволит в кратчайшие сроки найти необходимое финансирование и начать реставрацию.

Нынешнее состояние храма. Фото: Александр Горматюк
Нынешнее состояние храма.
Фото: Александр Горматюк

Участники встречи также договорились направить обращение губернатору Псковской области и в Государственный комитет Псковской области по культуре с просьбой обратить внимание на выдающийся памятник русской культуры и искусства, который находится в плачевном состоянии. Было высказано предложение командировать в Мелётово нескольких членов научно-методического совета Минкультуры из секции «Памятники архитектуры», которой руководит заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. Они должны определить объем работ и сумму, необходимую для выведения храма из аварийного состояния, а затем обратиться в ведомство с просьбой выделить необходимые средства.

В круглом столе также приняли участие сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря: генеральный директор Дмитрий Сергеев, заведующая отделом по научно-методической и выставочной деятельности Елена Проханова, ведущий художник-реставратор Адольф Овчинников, художник-реставратор высшей категории, куратор выставки «Мелётово. Время решений» Александр  Горматюк, а также  директор МНРХУ Алексей Меньшов и секретарь Общественного совета по вопросам культурного наследия при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия Александр  Дубинин.

Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря. Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Выставка «Мелётово. Время решений»  в Центре имени Грабаря.
Фото: Алексей Касмынин / Центр имени Грабаря
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+