Фрескам в Мелётове требуется помощь

Малоизученный храм с уникальной по исполнению и сюжетам росписью разрушается в деревне Мелётово под Псковом. Эксперты называют ситуацию «остроаварийной»

О храме

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове слева. Фото: Александр Горматюк
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове слева.
Фото: Александр Горматюк
Справка

Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания:

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — уникальный памятник по многим причинам. Во-первых, это лучший памятник классической псковской архитектуры XV века — трудно привести другие примеры такой неискаженной архитектуры. Во-вторых, это единственный до недавнего времени неплохо сохранившийся памятник монументальной живописи, имеющей точную датировку — 60-е годы XV века. Уникальна иконография храмовой живописи — ничего подобного мы не знаем ни в Пскове, ни вообще в византийском мире XV века. Надо отметить и выдающееся ее качество, она может служить эталоном псковской художественной традиции».

Еще…

В псковских летописях сказано, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове была заложена в 1461 году. Заказчиками строительства выступили местные посадники: Иаков Кротов, Иоанн Путков и Зиновий Михайлович. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика. Авторы росписи церкви неизвестны, но многие исследователи полагают, что для этих целей была привлечена довольно многочисленная профессиональная артель. Реставратор Владимир Сарабьянов, хорошо знакомый с церковью, писал о том, что в Мелётове трудились лучшие мастера своего времени, а фресковая роспись храма, по его мнению, отражает наивысший расцвет псковской художественной школы.

Историческая и художественная ценность росписи определяется, как уже было сказано, и исполнением, и выбором используемых сюжетов. Часть из них была заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает фреска с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. На этой фреске Дева Мария склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается. «Несколько изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдены в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Известно, что древняя роспись храма была забелена. По некоторым сведениям, это произошло в конце XVIII века. Вновь обнаружили фрески только в 70-е годы XIX века под многочисленными слоями побелки и клеевыми записями. В 1913 году рядом с храмом возвели новую каменную церковь Троицы. Приход перевели в нее, а храм Успения забросили. (Сейчас пустует и разрушается и новая церковь.) Проект реставрации мелётовского храма начали готовить в 1959 году, решив восстановить церковь в формах ХV–ХVI веков. На табличке храма можно прочитать, что отреставрировали его в 1961 году. Там же красуется надпись «охраняется государством».

Впереди зима

Фото: Александр Горматюк
Фото: Александр Горматюк

Текущее состояние церкви Успения по заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года оценила выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Фрески разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятнику в сегодняшнем состоянии предстоит перенести еще один зимний период, и поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания и фресок уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит церковь в Мелётове, Юрий Киселев подтвердил, что памятник который год не получает финансирования, однако заверил, что музей постоянно проводит мероприятия по его сохранению. «Я разделяю опасения Льва Исааковича Лившица и уважаю его мнение, но все же наши специалисты утверждают, что угроза храму несколько преувеличена. При этом я не снимаю проблему необходимости постоянного реставрационного вмешательства. Получить федеральное финансирование на содержание памятника и сохранение монументальной живописи сложно, но мы настроены в большей степени оптимистично и ожидаем большего внимания к храму. Его уровень этого требует», — сообщил он. Лев Лившиц, стоит отметить, вклад институции в сохранение церкви и ее росписи не отрицал. «Музей делает все возможное», — подтвердил он.

Министерство культуры РФ в ответ на запрос о судьбе представленного научно-методическим советом отчета сообщило, что на 2017 год подана заявка по программе «Культура России» «на разработку проектной документации для реставрации объекта культурного наследия „Церковь Успения“ (д. Мелётово, Псковской обл.) на сумму 2,6 млн руб.». В ведомстве отметили, что рассмотрят заявку «в установленном порядке, но не раньше принятия бюджета страны на следующий год».

Выставка

Фото: Александр Горматюк
Фото: Александр Горматюк

Не дожидаясь решения министерства, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря предложил организовать на своей базе в Москве выставку, посвященную храму. Ее и круглый стол по поводу сохранения мелётовской росписи планируют провести до весны следующего года, если найдутся средства. Уже сейчас эту идею поддержали Псковский музей-заповедник, Государственный институт искусствознания, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Союз реставраторов России и оргкомитет Всероссийской премии «Хранители наследия». Представить публике хотят архивные документы, фотографии текущего состояния церкви, выполненные Александром Горматюком, а также подаренные в этом году государству копии-реконструкции росписей храма, сделанные выдающимся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым.

С большой уверенностью можно утверждать, что две копии фресок храма в Мелётове работы именно Адольфа Николаевича в конце 50-х годов прошлого века убедили Министерство культуры СССР выделить средства на первую реставрацию храма. С копиями Овчинникова искусствовед Николай Померанцев вернулся в Минкульт после того, как ему отказали в помощи. Сейчас эти работы хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и, возможно, приедут на московскую выставку. Повторится ли история и продлится ли жизнь фресок церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, в любом случае станет известно только в следующем году.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+