18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрескам в Мелётове требуется помощь

Малоизученный храм с уникальной по исполнению и сюжетам росписью разрушается в деревне Мелётово под Псковом. Эксперты называют ситуацию «остроаварийной»

О храме

Справка

Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания:

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — уникальный памятник по многим причинам. Во-первых, это лучший памятник классической псковской архитектуры XV века — трудно привести другие примеры такой неискаженной архитектуры. Во-вторых, это единственный до недавнего времени неплохо сохранившийся памятник монументальной живописи, имеющей точную датировку — 60-е годы XV века. Уникальна иконография храмовой живописи — ничего подобного мы не знаем ни в Пскове, ни вообще в византийском мире XV века. Надо отметить и выдающееся ее качество, она может служить эталоном псковской художественной традиции».

Еще…

В псковских летописях сказано, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове была заложена в 1461 году. Заказчиками строительства выступили местные посадники: Иаков Кротов, Иоанн Путков и Зиновий Михайлович. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика. Авторы росписи церкви неизвестны, но многие исследователи полагают, что для этих целей была привлечена довольно многочисленная профессиональная артель. Реставратор Владимир Сарабьянов, хорошо знакомый с церковью, писал о том, что в Мелётове трудились лучшие мастера своего времени, а фресковая роспись храма, по его мнению, отражает наивысший расцвет псковской художественной школы.

Историческая и художественная ценность росписи определяется, как уже было сказано, и исполнением, и выбором используемых сюжетов. Часть из них была заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает фреска с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. На этой фреске Дева Мария склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается. «Несколько изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдены в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Известно, что древняя роспись храма была забелена. По некоторым сведениям, это произошло в конце XVIII века. Вновь обнаружили фрески только в 70-е годы XIX века под многочисленными слоями побелки и клеевыми записями. В 1913 году рядом с храмом возвели новую каменную церковь Троицы. Приход перевели в нее, а храм Успения забросили. (Сейчас пустует и разрушается и новая церковь.) Проект реставрации мелётовского храма начали готовить в 1959 году, решив восстановить церковь в формах ХV–ХVI веков. На табличке храма можно прочитать, что отреставрировали его в 1961 году. Там же красуется надпись «охраняется государством».

Впереди зима

Текущее состояние церкви Успения по заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года оценила выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Фрески разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятнику в сегодняшнем состоянии предстоит перенести еще один зимний период, и поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания и фресок уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит церковь в Мелётове, Юрий Киселев подтвердил, что памятник который год не получает финансирования, однако заверил, что музей постоянно проводит мероприятия по его сохранению. «Я разделяю опасения Льва Исааковича Лившица и уважаю его мнение, но все же наши специалисты утверждают, что угроза храму несколько преувеличена. При этом я не снимаю проблему необходимости постоянного реставрационного вмешательства. Получить федеральное финансирование на содержание памятника и сохранение монументальной живописи сложно, но мы настроены в большей степени оптимистично и ожидаем большего внимания к храму. Его уровень этого требует», — сообщил он. Лев Лившиц, стоит отметить, вклад институции в сохранение церкви и ее росписи не отрицал. «Музей делает все возможное», — подтвердил он.

Министерство культуры РФ в ответ на запрос о судьбе представленного научно-методическим советом отчета сообщило, что на 2017 год подана заявка по программе «Культура России» «на разработку проектной документации для реставрации объекта культурного наследия „Церковь Успения“ (д. Мелётово, Псковской обл.) на сумму 2,6 млн руб.». В ведомстве отметили, что рассмотрят заявку «в установленном порядке, но не раньше принятия бюджета страны на следующий год».

Выставка

Не дожидаясь решения министерства, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря предложил организовать на своей базе в Москве выставку, посвященную храму. Ее и круглый стол по поводу сохранения мелётовской росписи планируют провести до весны следующего года, если найдутся средства. Уже сейчас эту идею поддержали Псковский музей-заповедник, Государственный институт искусствознания, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Союз реставраторов России и оргкомитет Всероссийской премии «Хранители наследия». Представить публике хотят архивные документы, фотографии текущего состояния церкви, выполненные Александром Горматюком, а также подаренные в этом году государству копии-реконструкции росписей храма, сделанные выдающимся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым.

С большой уверенностью можно утверждать, что две копии фресок храма в Мелётове работы именно Адольфа Николаевича в конце 50-х годов прошлого века убедили Министерство культуры СССР выделить средства на первую реставрацию храма. С копиями Овчинникова искусствовед Николай Померанцев вернулся в Минкульт после того, как ему отказали в помощи. Сейчас эти работы хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и, возможно, приедут на московскую выставку. Повторится ли история и продлится ли жизнь фресок церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, в любом случае станет известно только в следующем году.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+