Фрески замерли в падении

Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом

Церковь Успения в Мелётове. XV в. Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Церковь Успения в Мелётове. XV в.
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря на улице Радио создали макет церковного барабана апсиды, а план церкви Успения Богородицы в натуральную величину выложили на полу. Кураторы выставки Александр Горматюк и Елена Проханова объясняют, что подобный подход, весьма распространенный в мировой музейной практике, позволяет показать комплекс росписей максимально близко к аутентичному. Впрочем, архитектурная копия церковного пространства намеренно разомкнута, а реконструкции росписей показываются не только внутри инсталляции, но и вне ее. «Это сделано для того, чтобы зритель мог воспринять и оценить живопись в формате и средствах экспонирования актуального искусства», — объясняет Александр Горматюк.

«Сретение». Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
«Сретение».
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

По мнению исследователей, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве.

Историческая и художественная ценность росписей определяется исполнением, а также исключительно неповторимым выбором используемых сюжетов. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

«Изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдено в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Фрагмент росписи. Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Фрагмент росписи.
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

По заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем оценила текущее состояние церкви. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Стенописи разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятник в сегодняшнем состоянии перенес еще один зимний период, поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания росписей уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

«Пророк Аарон». Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
«Пророк Аарон».
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

Пока этого не произошло, важно зафиксировать и проанализировать то, что есть. Поэтому выставка воссоздает пространство уникального храмового комплекса, а в центре экспозиции — копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные в 1960-х годах Адольфом Овчинниковым, выдающимся художником-реставратором Центра имени Грабаря, в натуральную величину. Интересно, что тогда эти работы привлекли внимание Министерства культуры и послужили поводом к финансированию первой научной реставрации храма. Сейчас живописные копии являются экспонатами Русского музея, и две из них даны на выставку. Кроме того, в экспозицию включены фотографии и архивные материалы.

Реконструкция живописного ансамбля будет показываться в «подиумном состоянии» под углом 30–45 градусов и освещаться боковым светом, для того чтобы лучше передать фактурные особенности и хрупкость памятника, замершего в отнюдь не символическом падении.

В рамках выставки пройдет большой круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви Успения Богородицы в Мелётове, между прочим имеющей статус памятника федерального значения.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+