Фрески замерли в падении

Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом

Церковь Успения в Мелётове. XV в. Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Церковь Успения в Мелётове. XV в.
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря на улице Радио создали макет церковного барабана апсиды, а план церкви Успения Богородицы в натуральную величину выложили на полу. Кураторы выставки Александр Горматюк и Елена Проханова объясняют, что подобный подход, весьма распространенный в мировой музейной практике, позволяет показать комплекс росписей максимально близко к аутентичному. Впрочем, архитектурная копия церковного пространства намеренно разомкнута, а реконструкции росписей показываются не только внутри инсталляции, но и вне ее. «Это сделано для того, чтобы зритель мог воспринять и оценить живопись в формате и средствах экспонирования актуального искусства», — объясняет Александр Горматюк.

«Сретение». Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
«Сретение».
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

По мнению исследователей, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве.

Историческая и художественная ценность росписей определяется исполнением, а также исключительно неповторимым выбором используемых сюжетов. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

«Изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдено в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Фрагмент росписи. Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Фрагмент росписи.
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

По заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем оценила текущее состояние церкви. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Стенописи разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятник в сегодняшнем состоянии перенес еще один зимний период, поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания росписей уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

«Пророк Аарон». Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
«Пророк Аарон».
Фото: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря

Пока этого не произошло, важно зафиксировать и проанализировать то, что есть. Поэтому выставка воссоздает пространство уникального храмового комплекса, а в центре экспозиции — копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные в 1960-х годах Адольфом Овчинниковым, выдающимся художником-реставратором Центра имени Грабаря, в натуральную величину. Интересно, что тогда эти работы привлекли внимание Министерства культуры и послужили поводом к финансированию первой научной реставрации храма. Сейчас живописные копии являются экспонатами Русского музея, и две из них даны на выставку. Кроме того, в экспозицию включены фотографии и архивные материалы.

Реконструкция живописного ансамбля будет показываться в «подиумном состоянии» под углом 30–45 градусов и освещаться боковым светом, для того чтобы лучше передать фактурные особенности и хрупкость памятника, замершего в отнюдь не символическом падении.

В рамках выставки пройдет большой круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви Успения Богородицы в Мелётове, между прочим имеющей статус памятника федерального значения.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+