18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С милого севера в сторону южную: Кранах, Магритт и другие герои De Jonckheere

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Семья Йонкхере отмечает 40-летие своей деятельности в сфере искусства открытием первойв Монако галереи, специализирующейся на Северном Возрождении

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с горожанами и конькобежцами. 1610-е. Фото:  De Jonckheere
Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с горожанами и конькобежцами. 1610-е.
Фото: De Jonckheere

Выставка с понятным названием «Встреча мастеров», которая 22 июня ознаменовала открытие галереи De Jonckheere Monaco, продлится в течение всего лета. Главная страсть семьи Йонкхере, бельгийских арт-дилеров в третьем поколении, — шедевры Северного Возрождения от Иеронима Босха и Брейгелей до Яна ван Кесселя — пересеклась там с работами Рене Магритта, Александра Колдера и Жана Дюбюффе.

Хранители одной из самых ценных частных коллекций мира впервые сделали подобную выставку модернистов и старых мастеров в 2012 году. Подборка фламандцев во главе с Питером Брейгелем Младшим продолжалась «Пространственными концепциями» Лучо Фонтаны, работами Микеланджело Пистолетто и Жана Дюбюффе. Маневр повторился затем на брюссельской ярмарке BRAFA и на молодой Point Art Monaco. По словам младшей из семьи, Лауры де Йонкхере, это привлекло много молодых покупателей, для которых подобное соседство раскрывало современность старых мастеров. «Вспомните „Искушение святого Антония“ Босха, абсолютно сюрреалистическую вещь начала XVI века. Она появилась задолго до сюрреализма», — добавляет глава семьи Жорж де Йонкхере.

Рене Магритт. Шахерезада. 1947. Фото:  De Jonckheere
Рене Магритт. Шахерезада. 1947.
Фото: De Jonckheere

Вместе со своим братом Франсуа он отмечает стабильный интерес коллекционеров к фламандской и голландской живописи, который только усиливается благодаря международным выставкам: эпохальной, посвященной 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, в Прадо; завершившегося недавно в Лувре показа Яна Вермеера; наконец, прошлогоднему хиту «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» в ГМИИ им. Пушкина. А на постоянные вопросы о том, почему галерея перестала искать вдохновение исключительно в прошлом, он отвечает: «Главный принцип моей работы — верность клиентам, многие из которых уже давно приобретали современное искусство. Мы решили принять их желания как позитивный вызов».

Лучо Фонтана. Пространственная концепция, ожидание. 1965. Фото:  De Jonckheere
Лучо Фонтана. Пространственная концепция, ожидание. 1965.
Фото: De Jonckheere

В выборе «современного состава» главным принципом De Jonckheere остаются преемственность и глубокая символика. Неслучайно первыми их коллекцию дополнили работы соотечественника, бельгийца Рене Магритта. А одним из новых авторов открывшейся галереи в Монако стал местный художник Филипп Пастор, для которого семейные ценности и традиции не пустые слова. Семья Пасторов на протяжении трех поколений вместе с князем Монако Ренье III отстраивала это маленькое государство. Сам художник совмещает написание картин в стиле абстрактного экспрессионизма с работой по охране окружающей среды в ООН и свое творчество посвящает экологическим проблемам. Что напрямую отражается в его технике и используемых материалах, среди которых почва, минералы, ветви и листья.

Лукас Кранах Младший. Лукреция. Фото:  De Jonckheere
Лукас Кранах Младший. Лукреция.
Фото: De Jonckheere

И все-таки о том, с чего все начиналось и что больше всего ценилось семейством Йонкхере с первых дней ведения галерейного бизнеса, говорит даже сама планировка пространства De Jonckheere Monaco. Сердцем ее стали уводящие в глубину здания залы старых мастеров. Здесь можно посмотреть на такие жемчужины, как «Речной пейзаж с видом на Антверпен» Яна Брейгеля Младшего, «Лукреция» Лукаса Кранаха Младшего, «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа» Питера Брейгеля Младшего. А художники XX–XXI веков расположились у самого выхода, так что, например, знаменитые «мобили» Александра Колдера можно увидеть даже не заходя внутрь, через огромные панорамные окна.
Экспозицию будут сопровождать книги, фотографии и документы — часть насчитывающего 10 тыс. единиц хранения архива Йонкхере, который собирается с 1976 года. Именно тогда родился бизнес семьи, причалившей нынче к берегам Лигурийского моря. Их первая галерея открылась 41 год назад в Бельгии, на родине Брейгелей, чьи произведения они коллекционируют и продают. Со временем галереи стали открываться в знаковых местах по всему миру. В 1984 году на улице Фобур-Сент-Оноре в двух шагах от Елисейского дворца — парижская галерея. В 2010 году между музеями и галереями по улице Отель-де-Виль недалеко от Женевского собора — швейцарская De Jonckheere.

Новая галерея семьи Йонкхере в Монако расположилась на авеню Княгини Грейс, одной из самых дорогих улиц мира, недалеко от конгресс-центра Grimaldi Forum и японского сада. В планах галеристов — проводить не меньше трех выставок в год, активно сотрудничать с музеями, устраивать на новой площадке встречи коллекционеров и другие культурные мероприятия. И конечно, галерея De Jonckheere остается одной из главных участниц ярмарок старого искусства TEFAF, поэтому в этом году их можно будет встретить в Маастрихе и Нью-Йорке.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+