С милого севера в сторону южную: Кранах, Магритт и другие герои De Jonckheere

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Семья Йонкхере отмечает 40-летие своей деятельности в сфере искусства открытием первойв Монако галереи, специализирующейся на Северном Возрождении

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с горожанами и конькобежцами. 1610-е. Фото:  De Jonckheere
Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с горожанами и конькобежцами. 1610-е.
Фото: De Jonckheere

Выставка с понятным названием «Встреча мастеров», которая 22 июня ознаменовала открытие галереи De Jonckheere Monaco, продлится в течение всего лета. Главная страсть семьи Йонкхере, бельгийских арт-дилеров в третьем поколении, — шедевры Северного Возрождения от Иеронима Босха и Брейгелей до Яна ван Кесселя — пересеклась там с работами Рене Магритта, Александра Колдера и Жана Дюбюффе.

Хранители одной из самых ценных частных коллекций мира впервые сделали подобную выставку модернистов и старых мастеров в 2012 году. Подборка фламандцев во главе с Питером Брейгелем Младшим продолжалась «Пространственными концепциями» Лучо Фонтаны, работами Микеланджело Пистолетто и Жана Дюбюффе. Маневр повторился затем на брюссельской ярмарке BRAFA и на молодой Point Art Monaco. По словам младшей из семьи, Лауры де Йонкхере, это привлекло много молодых покупателей, для которых подобное соседство раскрывало современность старых мастеров. «Вспомните „Искушение святого Антония“ Босха, абсолютно сюрреалистическую вещь начала XVI века. Она появилась задолго до сюрреализма», — добавляет глава семьи Жорж де Йонкхере.

Рене Магритт. Шахерезада. 1947. Фото:  De Jonckheere
Рене Магритт. Шахерезада. 1947.
Фото: De Jonckheere

Вместе со своим братом Франсуа он отмечает стабильный интерес коллекционеров к фламандской и голландской живописи, который только усиливается благодаря международным выставкам: эпохальной, посвященной 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, в Прадо; завершившегося недавно в Лувре показа Яна Вермеера; наконец, прошлогоднему хиту «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» в ГМИИ им. Пушкина. А на постоянные вопросы о том, почему галерея перестала искать вдохновение исключительно в прошлом, он отвечает: «Главный принцип моей работы — верность клиентам, многие из которых уже давно приобретали современное искусство. Мы решили принять их желания как позитивный вызов».

Лучо Фонтана. Пространственная концепция, ожидание. 1965. Фото:  De Jonckheere
Лучо Фонтана. Пространственная концепция, ожидание. 1965.
Фото: De Jonckheere

В выборе «современного состава» главным принципом De Jonckheere остаются преемственность и глубокая символика. Неслучайно первыми их коллекцию дополнили работы соотечественника, бельгийца Рене Магритта. А одним из новых авторов открывшейся галереи в Монако стал местный художник Филипп Пастор, для которого семейные ценности и традиции не пустые слова. Семья Пасторов на протяжении трех поколений вместе с князем Монако Ренье III отстраивала это маленькое государство. Сам художник совмещает написание картин в стиле абстрактного экспрессионизма с работой по охране окружающей среды в ООН и свое творчество посвящает экологическим проблемам. Что напрямую отражается в его технике и используемых материалах, среди которых почва, минералы, ветви и листья.

Лукас Кранах Младший. Лукреция. Фото:  De Jonckheere
Лукас Кранах Младший. Лукреция.
Фото: De Jonckheere

И все-таки о том, с чего все начиналось и что больше всего ценилось семейством Йонкхере с первых дней ведения галерейного бизнеса, говорит даже сама планировка пространства De Jonckheere Monaco. Сердцем ее стали уводящие в глубину здания залы старых мастеров. Здесь можно посмотреть на такие жемчужины, как «Речной пейзаж с видом на Антверпен» Яна Брейгеля Младшего, «Лукреция» Лукаса Кранаха Младшего, «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа» Питера Брейгеля Младшего. А художники XX–XXI веков расположились у самого выхода, так что, например, знаменитые «мобили» Александра Колдера можно увидеть даже не заходя внутрь, через огромные панорамные окна.
Экспозицию будут сопровождать книги, фотографии и документы — часть насчитывающего 10 тыс. единиц хранения архива Йонкхере, который собирается с 1976 года. Именно тогда родился бизнес семьи, причалившей нынче к берегам Лигурийского моря. Их первая галерея открылась 41 год назад в Бельгии, на родине Брейгелей, чьи произведения они коллекционируют и продают. Со временем галереи стали открываться в знаковых местах по всему миру. В 1984 году на улице Фобур-Сент-Оноре в двух шагах от Елисейского дворца — парижская галерея. В 2010 году между музеями и галереями по улице Отель-де-Виль недалеко от Женевского собора — швейцарская De Jonckheere.

Новая галерея семьи Йонкхере в Монако расположилась на авеню Княгини Грейс, одной из самых дорогих улиц мира, недалеко от конгресс-центра Grimaldi Forum и японского сада. В планах галеристов — проводить не меньше трех выставок в год, активно сотрудничать с музеями, устраивать на новой площадке встречи коллекционеров и другие культурные мероприятия. И конечно, галерея De Jonckheere остается одной из главных участниц ярмарок старого искусства TEFAF, поэтому в этом году их можно будет встретить в Маастрихе и Нью-Йорке.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+