18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве сносят памятник конструктивизма — ДК имени Серафимовича

Строительная техника начала демонтаж здания после того, как в Департамент культурного наследия города Москвы подали заявление о проведении экспертизы для внесения его в реестр охраняемых объектов

В Среднем Тишинском переулке в ночь с 25 на 26 июня начался снос здания эпохи конструктивизма. Речь идет о Доме культуры им. А.С.Серафимовича 1928–1929 годов постройки (Средний Тишинский пер., д. 5/7) — одном из тех явных и легко опознаваемых памятников конструктивизма, каких много появилось в 1920-е годы, а теперь остались единицы.

Формально это необычное асимметричное здание с окнами-трапециями, как часто бывает с объектами конструктивизма, до сих пор не признано памятником. Возможно, потому, что до поры до времени никто на него не покушался. Клуб, построенный в конце 1920-х годов для работников завода «Авиаприбор», почти сразу же стал базой для Первого московского рабочего театра и с тех пор все годы своего существования выполнял одни и те же культурные функции. В разное время здесь репетировали и выступали детские музыкальные студии и ансамбли, наличие в клубе вместительного зрительного зала позволяло устраивать творческие вечера, кинопоказы и спектакли. В советское время тут выступали многие знаменитости, от Фаины Раневской до Любови Орловой, после перестройки на этой сцене можно было довольно часто видеть священника Александра Меня. В 1980-х здание отреставрировали — архитектор Юрий Гнедовский, руководивший работами, обошелся с памятником деликатно и не внес никаких конструктивных изменений.

В последние годы у ДК им. А.С.Серафимовича появилось новое название — «Театральный клуб на Тишинке». В эти стены временно вселился московский театр «Школа современной пьесы» — в ожидании, когда будет восстановлено (к 2018 году) собственное здание театра на Трубной площади, уничтоженное пожаром. Еще месяц назад сюда продавались билеты на спектакли, на стенах до сих пор висят афиши. Но 23–24 июня театр отсюда срочно вывезли, предоставив другой клуб, неподалеку. На месте клуба по адресу Средний Тишинский пер., вл. 5–7 строительная компания «Донстрой» обещает возвести жилой комплекс площадью 34,3 тыс. кв. м и высотой 75 м c офисами, оздоровительным центром и магазинами.

Известно, что группа «Донстрой инвест», в которую входят компании «Тамроф» и «Промышленное предприятие „Талкалегпром“» — владельцы этих участков, планирует вложить в возведение комплекса 3,5 млрд руб. Еще 8 декабря 2016 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы подписала разрешение на строительство, так что планы эти сами по себе не явились откровением. Однако по закону снести здание можно только после того, как ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций) выдаст разрешение на снос. Такого разрешения на снос ДК имени А.С.Серафимовича как раз и не было. И в пятницу 23 июня стало очевидно, что разрешения может вовсе не быть.

Дело в том, что именно 23 июня в Департамент культурного наследия Москвы было подано заявление о проведении экспертизы для внесения ДК им. А.С.Серафимовича в реестр охраняемых объектов. На документе, среди прочего, стояла подпись советника по культуре и искусству президента России Владимира Толстого. В поддержку заявления выступил и Союз архитекторов России, поэтому у жителей района, в своей борьбе объединившихся с градозащитниками, были основания рассчитывать на успех. Департамент же культурного наследия столицы немедленно поделился новостью с Департаментом строительства, и в тот же момент театр начали эвакуировать. А в воскресенье ночью начался снос: и самого клуба, и двух детских садов, расположенных по обе стороны от него.

Несмотря на приезд полиции, демонтаж продолжился и в понедельник. В Среднем Тишинском появились депутаты всех уровней и телевидение, но корреспондент TANR так и не дождался прибытия на место давно вызванного инспектора ОАТИ, который в течение многих часов откладывал свой визит. Здание клуба между тем даже не обнесли необходимыми в таких случаях ограждениями. Со стороны улицы дом стоит, как стоял, но со двора его уже наполовину разобрали.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+