18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сражения — и кофе с печеньем: 1917 год в Румянцевском музее

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, где, помимо редкостей из коллекции Румянцевского музея, есть редкий фотоархив, карикатуры из сатирических журналов, смешные открытки и реклама продуктов с революционными лозунгами

Выставка в Российской государственной библиотеке (РГБ) посвящена истории в революционные дни одного из самых старых частных музеев России — Румянцевского, основанного в 1862 году. А также тому, как и чем жили в это время его посетители и жители столицы в целом.

Выставка разделена на две части. На первом этаже — произведения искусства, которые попали в коллекцию в 1917 году: живопись, фотоархивы (притом что во время революции то снимался, то вновь вводился запрет на фотографирование), скульптура. Подаренные в революционный год предпринимателями Львом Зубаловым и Егором Егоровым предметы увеличили собрание музея с 1 млн до 4 млн единиц, на выставке — лишь самые ценные и интересные из них.

О том, что происходило за стенами музея, о духе тогдашней Москвы рассказывает экспозиция на втором этаже. Она показывает, как революционность проникала во все сферы жизни: в рекламные и киноплакаты, в газеты со смешными и едкими карикатурами, героями которых побывали все — от царской семьи до поэтов, попов и Ленина, в детские открытки с малышами в образах буржуа и пролетариев. Вдобавок здесь можно узнать, что в революционные годы появились новые, оригинальные издания, например «Брачная газета» для знакомств и юмористическая «Баба-Яга». Тут же демонстрируется кинохроника со снимками «белой гвардии» — юных студентов и юнкеров.

«Мы передали здесь атмосферу Москвы 1917 года. Кажется, что в этот период были только кровь, баталии и сражения. Они были, но москвичи жили и обыденной жизнью: ходили в театры и рестораны, посещали скачки, покупали кофе с печеньем», — рассказывает куратор проекта Ольга Барковец.

Из архива Александра Солженицына на выставку прибыли подготовительные материалы и страницы рукописи его романа «Красное колесо» о России 1914–1917 годов. В витринах они красуются в обрамлении рабочих принадлежностей писателя, его стертых до основания карандашей.

Ивановский зал, где проходит выставка, был частью построенной в 1910-х годах для Румянцевского музея картинной галереи. Музей был ликвидирован по постановлению ЦИК СССР в 1925 году, но уже с 1921 года его фонды стали передаваться в другие учреждения культуры, оказавшись в итоге разделенными между Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Историческим, Этнографическим, Геологическим музеями. В 1924 году на базе Румянцевского музея была создана Российская публичная библиотека им. Ульянова (Ленина), сейчас Российская государственная библиотека.

Выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» подготовлена РГБ совместно с ГМИИ им. Пушкина и Государственным историческим музеем. К ней приурочен выпуск иллюстрированной книги «Москва-1917» с интересными фактами из истории музея, хроникой главных событий 1917 года, репродукциями плакатов и открыток. Выставка продлится до 20 сентября.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
«Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+