18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Василий Поленов на Святой земле

Почему главной темой нового фестиваля искусств в Поленове стала Земля обетованная, специально для TANR рассказывает Наталья Поленова

Новый фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной», который начнется в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д.Поленова 25 июня, посвящен образу поисков Святой земли как источнику вдохновения самого великого художника, а также наших современников: музыкантов, живописцев и литераторов.

Справка

Наталья Поленова — директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова

Еще…

В русском изобразительном искусстве второй половины XIX столетия образ Святой земли — как тема, как самостоятельная сфера художнических интересов — связана в первую очередь с творчеством Василия Дмитриевича Поленова. Стремление художника передать исторический пейзаж в произведениях на евангельские сюжеты с максимальной точностью, скрупулезно воспроизвести этнографические подробности — одним словом, перевести Евангелие на язык реализма — вот творческая задача Поленова, который в 1897 году писал: «…До нас дошли некоторые подробности, как по археологии, так и по этнографии, дающие возможность восстановить до известной степени внешность жизни этой эпохи. В самих евангелиях есть очень ценные бытовые черты, рисующие картину того времени и указывающие на сходство тогдашней жизни и обстановки насущей. Но, что вероятно, не изменилось, или если изменилось, то очень мало, — это природа: небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — все это осталось приблизительно тем же. Тоже и постройки и одежды простого люда были близки к теперешним. Все это я говорю на основании изучения и наблюдения, и вот всем этим я стараюсь воспользоваться в своих картинах».

Еще в начале творческого пути, в 1874 году, в одном из писем Василий Дмитриевич утверждал: правда в искусстве — на стороне «будничного принципа». По точному замечанию одного из современных искусствоведов, Виталия Манина, «Поленов пересмотрел смысл и назначение будничности как темы художественного произведения… Художник создал свою философию бытия, где казавшееся ранее несущественным обретало вдруг глубокий смысл. Поленов… тем самым положил начало философским размышлениям, что продолжилось в его картинах на евангельские темы». Эти «философские размышления», соответствуя духу времени, пришли на смену религиозному чуду и сверхъестественной стороне бытия.

В полной мере такой подход нашел выражение в картине «Христос и грешница» (1888) и в особенности в цикле картин «Из жизни Христа», являющемся как бы естественным продолжением вышеупомянутого монументального полотна.

Стремление достичь художественной правды через соединение точности пейзажа и максимального психологического реализма образа Христа, «каким он был в действительности», привело Василия Поленова к необходимости увидеть воочию и запечатлеть Землю обетованную в ее непреходящей одухотворенной значительности.

Здесь явно чувствуется подспудное влияние на Поленова творческих и мировоззренческих исканий Александра Иванова (1806–1858), который в период создания картины «Явление Христа народу» глубоко проникся сознанием того, что образ Христа не может существовать в условных отвлеченных декорациях, а нуждается в достоверном изображении среды, в которой проходило его служение. Самому Иванову не довелось посетить Святую землю, хотя он и стремился к этому («Съезжу в Палестину и исполню всю жизнь Христа в эскизах, разделю их надвое — ученье и чудеса. У меня все давно подготовлено»). Так и не воплощенную мечту Иванова реализовал Поленов, словно перехвативший эстафету своего славного предшественника...

Поленов не был ни религиозным паломником, ни просто любознательным путешественником. В натурных этюдах первого своего путешествия он набирал материал для будущей картины «Христос и грешница». И эта, и следующая его поездка напоминают своего рода научные экспедиции. Конечная цель — визуальный рассказ о земном пути Иисуса Христа в Палестине. Евангельские события органично вписаны в точно переданную среду и пейзаж. «Тут чистота Христа связана с красотой природы» — это замечание художника Владимира Маковского о цикле картин «Из жизни Христа» выразило главную мысль и самого Поленова. Множество этюдов, выполненных им во время путешествий, были восприняты современниками как новое слово в живописи. Василий Бакшеев вспоминал, что он «переживал восторженное состояние перед работами В.Д.Поленова, выставившего серию палестинских этюдов на выставке Товарищества передвижников». «Какая красота, какая радость, какая чудная гармония красок, как много в них солнечного света… Эти этюды — гимн в честь красоты и очарования природы», — писал он. Художник показал работы на передвижной выставке 1885 года, и бóльшая часть этюдов была тогда же приобретена Павлом Третьяковым.

Жемчужины нашей коллекции: «Мечеть Омара», «Храм Соломона в Иерусалиме», «Иерусалим», «Смоковница в ограде Харама», «Олива» — будут представлены на выставке.

Поленов дважды совершил путешествие на Восток. Впервые — в период работы над замыслом картины «Христос и грешница» зимой 1881–1882 годов. И через семь лет — в связи с замыслом серии картин «Из жизни Христа».

Первая поездка была организована по инициативе профессора Адриана Прахова и при содействии князя Семена Абамелек-Лазарева. В одном из писем художник писал: «Я уже так давно мечтал об нем (путешествии на Восток. — Н.П.), что теперь, когда мечта многих лет начинала осуществляться, я не верил такой удаче, смотрел на себя как на постороннего человека и завидовал ему».

Путешественники побывали в Египте, Сирии и Палестине. Там «на натуре» вызревал замысел будущей знаменитой картины «Христос и грешница». Самый первый эскиз ее относится еще к 1860-м годам. К сожалению, на сегодняшний момент местонахождение его неизвестно, так что «точкой отсчета» принято считать эскиз 1873 года из коллекции нашего музея, который будет представлен на будущей выставке в рамках летнего фестиваля «В поисках Земли обетованной». Василий Дмитриевич побывал в Галилее и на Генисаретском озере, в Иерусалиме — у храма Гроба Господня, у Стены Плача, на Храмовой горе у мечети Омара, поразившей Поленова («Я торжественнее ничего не видел, разве только Эски-Сарайский холм в Стамбуле… Тут так много живописного и интересного, что совершенно теряешься, работы пропасть, а время мало и приходится брать все урывками…»).

Идея создания подробного цикла картин из земной жизни Христа была выношенной, любимой и крепла по мере роста уверенности мастера в своих художественных возможностях. Он мечтал создать собственный «евангельский круг»: в образе, в слове и даже в музыке. Он писал: «Трудная задача передо мною — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как он себя постоянно называл, а по величию духа — Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ».

Для создания задуманной серии картин Поленову потребовалось собрать дополнительный материал, что, в свою очередь, обусловило новую поездку Василия Дмитриевича весной 1889 года в Египет, Палестину и Сирию с целью пройти путем Христа, как это отражает Евангелие. В дальнейшем большой пейзажный материал, привезенный из этого путешествия, он называл «Путь Христа в пейзажах». На будущей выставке мы планируем показать знаменитые «Пределы Тирские», «За кого почитают Меня люди?» и многочисленные этюды из коллекции нашего музея.

В 1909 году Поленов завершил работу над евангельским циклом картин «Из жизни Христа». На открытии выставки художник сказал: «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах, я всегда мечтал об этом, и вот результат труда моей жизни».

Выставки прошли не только в Петербурге и Москве, но и в Твери, и в Праге. Именно в Праге небольшим тиражом художник издал тогда альбом репродукций, благодаря которому мы имеем более-менее полное представление об этом цикле картин, так как судьба почти половины произведений драматична и в наши дни неизвестна. В этой своей художественной сюите Поленов запечатлел, даже можно сказать зафиксировал, то, как многие стали понимать Евангелие к концу XIX столетия — в эпоху позитивизма и идеологического гуманизма. В этом отношении мировоззрение Поленова близко, например, к таким русским писателям, как Лев Толстой и Николай Лесков.

Академик Дмитрий Сарабьянов писал о Поленове: «Восток понадобился ему, как в свое время и Александру Иванову, для того, чтобы с максимальной достоверностью воссоздать историю жизни Христа».

Расписание фестиваля смотрите на сайте.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+