18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Если меня интересует голова, я делаю ее огромной»

№54
Материал из газеты

Музей Орсе решил посвятить отдельную выставку портретам Сезанна

Портреты Поля Сезанна, в отличие от его пейзажей, натюрмортов, купальщиков и купальщиц, реже оказываются в центре внимания. За свою карьеру он написал чуть менее 200 портретов, из них 26 автопортретов и 29 изображений своей супруги Ортанс Фике. Располагая их в хронологическом порядке, кураторы предлагают следить за эволюцией его стиля и методов работы.

Один из самых характерных ранних портретов — «Адвокат» 1866 года. В Экс-ан-Провансе дядюшка Доминик Обер охотно соглашался позировать, поэтому Сезанн писал его неоднократно, каждый раз переодевая и причесывая на новый манер. В этой версии он изображен по пояс, в черных официальных одеждах на белесом фоне. Сезанн использует в работе мастихин. Холст становится тяжелее, краска — густой и вязкой, что, как ему казалось, свидетельствует о цельности и завершенности картины.

Сезанн одержим деталями, и на портретах это особенно видно. У Доминика он зацикливается на непропорционально больших руках. В других случаях художник сосредоточивается на чем-то еще. «Если меня интересует голова, я делаю ее огромной», — скажет он позже. Рисуя своего друга, импрессиониста Ашиля Амперера, Сезанн также не отрывается от головы. На самом известном его портрете 1868 года туловище карлика на троне с ногами-спичками и свисающими тонкими длинными пальцами увенчано мощной головой с буйной шевелюрой. Величие здесь в паре с ущербностью, страсть — с грустью, роскошь — с нищетой. На том же троне и отец художника Луи Огюст Сезанн (1866). Власть его, по крайней мере над сыном, не вызывает никаких сомнений. Не оставляя надежды на то, что Сезанн станет талантливым дельцом, авторитарный родитель заставил его окончить факультет права.

Как всякий провинциал, Поль Сезанн едет в Париж, где знакомится с Камилем Писсарро и с удовольствием открывается влиянию импрессионистов. Ему позирует натурщица Ортанс Фике, а в 1872 году у них рождается сын. Поженятся они гораздо позже: девушку не принимали ни семья, ни окружение художника, прозвав ее Ля-Буль (франц. «пышка»). Но именно в этот период оживают и его картины. Света и цвета в них становится все больше.

Отдельного разговора заслуживает метод работы Сезанна с моделью. Главное, модель должна быть неподвижна. Для Сезанна писать человека все равно что яблоко: сиди и не вздумай пошевелиться. Сеансов было не меньше сотни, длились они часами, но иногда впустую. Портрет коллекционера Амбруаза Воллара Сезанн так и не закончил, как не закончил и портрет своего друга Эмиля Золя, переписывая его неоднократно. К внешней схожести модели художник не стремился. Супругу он нарочито обезличивает, лишая эмоций, скрывает ее круглые формы. Как по-разному он изображает одну и ту же модель, видно по портрету «Мадам Сезанн в красном платье», который представлен в четырех вариантах. Себя же обычно он пишет вполоборота, с подозрительным взглядом искоса. Мнительность сводила его с ума: «Им кажется, что у меня есть что-то особенное, и они хотят у меня это украсть. Но я их всех обхитрил, и никто, никто меня не захватит…».

Музей Орсе
Сезанн. Портреты
13 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+