18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пейзажи Исаака Левитана лидировали на Sotheby’

Русский аукцион Sotheby’s подтвердил вечную актуальность художников «Родной речи»: даже в новых условиях классики — Исаак Левитан, Илья Репин, Константин Юон — по-прежнему дороже всех

Ни одно полотно на аукционе Sotheby’s, который прошел 6 июня в Лондоне, не достигло отметки в £1 млн. Такова новая реальность арт-рынка, о чем уже спокойно говорили накануне торгов представители всех аукционных домов: кризис заставил скорректировать цены, продавцы расстроены, но покупатели снова в выгодном положении. Эстимейты в каталоге Sotheby’s были заметно (очень заметно по сравнению с 2007–2008 годами) снижены, однако сам каталог выглядел внушительно (200 лотов живописи и графики и еще почти столько же прикладного искусства и скульптуры). А аукцион показал стабильный спрос на русское искусство, причем в самом традиционном его варианте. Успехом пользовались художники из списка «Родной речи», как слегка иронично называют мастеров, по картинам которых почти каждый из действующих русских коллекционеров писал сочинения в младшей школе. Исаак Левитан, Илья Репин, Константин Юон — и плюс к ним неизменный Иван Айвазовский, над любовью к которому не властны ни время, ни геополитика.

Самыми дорогими на торгах стали два пейзажа Исаака Левитана, оба проданы за £909 тыс. Причем сходство провенанса одного из них, «Заросшего пруда», с одиозным полотном Бориса Кустодиева, некогда проданного на Christie’s за $3 млн и потом признанного судом подделкой, никого не смутило (из коллекции Лео Масковского, Рига). Второй пейзаж Левитана, «Лето», происходит из «важной частной коллекции, США»; из нее же на торги попал и другой рекордсмен нынешних торгов — большой портрет кисти Ильи Репина, на котором в рост изображен его 16-летний сын Юрий, будущий художник и мистик. Полотно написано в 1894 году во время совместного путешествия отца и сына по Европе. Несмотря на скупость художественных средств и драматичность фигуры Юрия (позже он почти сошел с ума и, видимо, покончил с собой), портрет продан за £765 тыс.

За £728 тыс. ушло эффектное полотно Константина Юона «Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Федоровича» 1914 года, вдохновленное работой над постановкой оперы «Борис Годунов» (в 2008 году Sotheby’s уже выставлял это полотно на торги, тогда оно было продано за £960 тыс.). Эту картину, как и портрет Юрия Репина, менее месяца назад аукционный дом привозил на выставку в Москву.

Интересно отметить непреходящую популярность морских пейзажей Ивана Айвазовского. И десять лет назад, когда картины с парусниками и крымскими ночами уходили за миллионы, и сейчас, когда цены упали в среднем на треть, его продолжают любить и русские, и турецкие, и западные коллекционеры. Практически все предложенные на торгах картины Айвазовского распроданы с превышением эстимейтов, самая дорогая — за £320 тыс. (при эстимейте £120–180 тыс.).

Sotheby’s неизменно включает в свои аукционы раздел искусства второй половины XX века. Здесь у работ Владимира Вейсберга не было конкурентов. Ранние полихромные «Две вазы с персиками на темном столе» 1961 года проданы за £94 тыс. при эстимейте в £60–80 тыс., а «классический» белый «Натюрморт с кубами и цилиндрами» — за £131 тыс. при эстимейте £30–50 тыс.

Всего раздел живописи и графики Sotheby’s принес £9,9 млн; общий итог торгов еще увеличится, когда будет продан блок декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Вчера, 5 июня, аналогичные торги Christie’s дали £5 млн, превысив общий верхний эстимейт. С молотка Christie’s ушло 77% лотов, в торгах принимали участие 238 клиентов из 40 стран. Завтра состоятся русские аукционы MacDougall’s и Bonhams.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+