The Art Newspaper Russia
Поиск

Чего ждать от «русской недели» в Лондоне

Краткий обзор того, что будет представлено на торгах русского искусства в британской столице с 5 по 7 июня, а также комментарии представителей аукционных домов

«Русскую неделю» в Лондоне откроет Christie’s в понедельник 5 июня. Аукцион, как всегда, пройдет в два этапа: утром будут продавать живопись и графику, а днем состоится сессия декоративно-прикладного искусства, икон и книг. Всего в каталоге 293 лота, подборка довольная разнообразная, от портретов пушкинской эпохи до коллажа на ткани Тимура Новикова, от изделий Фаберже до агитфарфора. Традиционно сильные разделы у Сhristie’s — искусство Серебряного века и творчество художников русского зарубежья, фарфоровые тарелки XIX века с военными сюжетами и серебро. Некоторые топ-лоты июньского аукциона русского искусства Christie’s привозили в Москву в конце апреля. В частности, мы уже писали о портрете мальчика кисти Бориса Григорьева, театральных работах Льва Бакста из собрания Ричарда Дж. Шварца, тарелке Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненной по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой, а также об изделиях Фаберже и Сазикова. Кроме того, хотелось бы отметить крошечную, но виртуозно исполненную акварель Константина Сомова 1932 года «Летнее утро» (эстимейт £60–80 тыс.), в которой присутствуют буквально все приметы стиля художника позднего, парижского периода; очень атмосферную жанровую сцену Леонида Пастернака «У К.А.Коровина: старинные песни» 1921 года, где Федор Шаляпин изображен в окружении художников (эстимейт £60–80 тыс.); а также великолепно проработанный этюд господина в цилиндре и сидящего вдалеке художника Жан-Леона Жерома Ильи Репина (эстимейт £30–50 тыс.) из подготовительного корпуса работ к монументальному «Парижскому кафе», проданному на Christie’s летом 2011 года за рекордные для художника £4,2 млн. Кстати, тогда же эскиз, который выставлен сейчас на продажу, установил рекорд стоимости графического произведения Репина на аукционе: лист ушел за £109,2 тыс., почти вдвое превысив предварительную оценку в £40–60 тыс. Так что сейчас на аукционе может разгореться серьезная борьба за этюд — либо у покупателя будет возможность купить его за треть цены. Ну а самый дорогой лот аукциона Christie’s — массивные каминные часы архитектурных форм из позолоченного серебра, украшенные эмалью «гильоше». Это изделие фирмы Карла Фаберже, созданное мастером Юлием Раппопортом примерно в 1899–1904 годах, оценивается в £300–500 тыс.


На следующий день, 6 июня, эстафету примет Sotheby’s. У них два отдельных каталога — «Русская живопись» (201 лот) и «Русские предметы искусства, Фаберже и иконы» (177 лотов), но схема та же: утром — живопись и графика, днем — декоративно-прикладное искусство. О некоторых топ-лотах июньского аукциона русского искусства мы также уже писали в репортаже о юбилейной выставке Sotheby’s в Москве. Стоит отметить, что специалистам аукционного дома удалось найти замечательный натюрморт Владимира Вейсберга начала 1960-х (эстимейт £60–80 тыс.) и гуашь Александра Волкова «Караван» (эстимейт £30–50 тыс.), когда-то принадлежавшую выдающемуся коллекционеру Георгию Костаки. Обе работы происходят из частного канадского собрания. Хочется надеяться, что только что закрывшаяся в ГМИИ имени Пушкина выставка «туркестанского авангарда» из коллекции музея в Нукусе, а также экспозиция русского авангарда из региональных музеев в Еврейском музее привлечет внимание коллекционеров к творчеству Александра Волкова. Вообще, русский авангард на Sotheby’s представлен хорошо, хотя и преимущественно графическими работами. Здесь и Наталия Гончарова, и Любовь Попова, и Михаил Ларионов, и Аристарх Лентулов, и Александр Родченко, и многие-многие другие. Графика в этом каталоге отличная. Чего стоят, например, две акварели Бориса Кустодиева из частного швейцарского собрания с хрестоматийными для художника сюжетами (купчиха и продавцы бубликов) — эскизы к постановке оперы «Власть дьявола» 1919 года, когда-то принадлежавшие самому Шаляпину (оценены в £30–50 тыс. каждый)! Из открытий аукциона Sotheby’s — несколько работ редкого на рынке Соломона Никритина, самая дорогая из которых, вид московской набережной 1960 года, оценена в £18–25 тыс., остальные — ниже £10 тыс. Есть и обязательная русская классика: Исаак Левитан (эстимейт топ-лота, пейзажа «Лето» большого формата, £1,2–1,8 млн), Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Константин Крыжицкий. Из больших имен конца XIX — начала ХХ века — живописные Петр Кончаловский, Константин Коровин и Илья Репин. В секции ДПИ — нежнейшие «Незабудки» и «Васильки» фирмы Карла Фаберже (эстимейт £250–350 тыс. и £180–250 тыс. соответственно).


Наконец, в среду 7 июня состоится сразу два аукциона: утром — торги аукционного дома MacDougall’s, а в 15:00 завершит серию торгов Bonhams.

У MacDougall’s весьма объемный каталог — 193 лота: живопись и графика от Ивана Шишкина до Комара и Меламида, два десятка икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Главная находка Екатерины Макдугалл на этот раз — ранняя работа Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет африканского мальчика» из поездки 1907 года по Алжиру и Тунису. Картина выставлена на торги с оценкой £400–600 тыс. Сама африканская серия Петрова-Водкина относительно небольшая, и потому редкая на рынке, а особая удача — найти именно живописную работу, а не графику. Впечатляет и провенанс вещи: сначала портрет был в коллекции историка Александра Гидони, а затем перешел к выдающемуся советскому ученому, специалисту по гидроаэродинамике Льву Лойцянскому. Еще один топ-лот MacDougall’s — монументальное полотно «Решил идти в Иерусалим» из знаменитой евангельской серии Василия Поленова. Тоже большая редкость для рынка. В основном произведения из этого цикла находятся в российских музеях, и время от времени на аукционах и у дилеров появляются лишь эскизы и графические наброски, а тут законченная живописная работа, подписная и неоднократно выставлявшаяся и опубликованная. Отсюда и соответствующая предварительная оценка — внушительные £400–600 тыс. (хотя все равно кризисные, лет пять назад было бы вдвое больше). Надо сказать, организаторам торгов удалось собрать своеобразную антологию русской живописи: Иван Шишкин и Алексей Боголюбов из классики, Константин Коровин, Филипп Малявин и Зинаида Серебрякова из искусства рубежа веков, Наталия Гончарова и Давид Штеренберг из авангардистов, Георгий Нисский и Николай Терпсихоров отвечают за советское искусство, тут же традиционно обширная подборка шестидесятников — Лидия Мастеркова, Олег Целков, Владимир Янкилевский, а также Леонид Соков и Виталий Комар вместе с Александром Меламидом — из соц-арта.


Что касается Bonhams, то у них, как всегда, самый компактный каталог (78 произведений живописи и графики и 124 лота — ДПИ и иконы) и самые демократичные цены. Упор на предметы искусства тоже отличительная особенность русских аукционов Bonhams. В живописном разделе преобладают интерьерные пейзажи Ивана Шультце, Михаила Гермачева, Ильи Занковского и Юлия Клевера, которые были столь дороги русским коллекционерам лет десять назад. Впрочем, сейчас для любителей русской пейзажной школы наступили лучшие времена, работы оценены в разы дешевле: форматный «Зимний закат» Шультце выставлен с эстимейтом £40–60 тыс., эффектный «Кавказский закат» Занковского — £20–30 тыс., а Клевер (и мастерская), Гермачев, Колесников и другие — в пределах £10 тыс. Стоит обратить внимание на эскизы костюмов Константина Коровина (£1,8–2,2 тыс.), Наталии Гончаровой и Льва Бакста. Главная изюминка каталога — декоративные панно Дмитрия Стеллецкого в стилистике a la russe с явными отсылками к древнерусским фрескам и народным промыслам, в частности росписям шкатулок. Самая дорогая вещь — монументальное панно «Охота на лис» 1912 года — оценена в £100–120 тыс.

Материалы по теме
Просмотры: 4918
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru