The Art Newspaper Russia
Поиск

Чего ждать от «русской недели» в Лондоне

Краткий обзор того, что будет представлено на торгах русского искусства в британской столице с 5 по 7 июня, а также комментарии представителей аукционных домов

«Русскую неделю» в Лондоне откроет Christie’s в понедельник 5 июня. Аукцион, как всегда, пройдет в два этапа: утром будут продавать живопись и графику, а днем состоится сессия декоративно-прикладного искусства, икон и книг. Всего в каталоге 293 лота, подборка довольная разнообразная, от портретов пушкинской эпохи до коллажа на ткани Тимура Новикова, от изделий Фаберже до агитфарфора. Традиционно сильные разделы у Сhristie’s — искусство Серебряного века и творчество художников русского зарубежья, фарфоровые тарелки XIX века с военными сюжетами и серебро. Некоторые топ-лоты июньского аукциона русского искусства Christie’s привозили в Москву в конце апреля. В частности, мы уже писали о портрете мальчика кисти Бориса Григорьева, театральных работах Льва Бакста из собрания Ричарда Дж. Шварца, тарелке Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненной по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой, а также об изделиях Фаберже и Сазикова. Кроме того, хотелось бы отметить крошечную, но виртуозно исполненную акварель Константина Сомова 1932 года «Летнее утро» (эстимейт £60–80 тыс.), в которой присутствуют буквально все приметы стиля художника позднего, парижского периода; очень атмосферную жанровую сцену Леонида Пастернака «У К.А.Коровина: старинные песни» 1921 года, где Федор Шаляпин изображен в окружении художников (эстимейт £60–80 тыс.); а также великолепно проработанный этюд господина в цилиндре и сидящего вдалеке художника Жан-Леона Жерома Ильи Репина (эстимейт £30–50 тыс.) из подготовительного корпуса работ к монументальному «Парижскому кафе», проданному на Christie’s летом 2011 года за рекордные для художника £4,2 млн. Кстати, тогда же эскиз, который выставлен сейчас на продажу, установил рекорд стоимости графического произведения Репина на аукционе: лист ушел за £109,2 тыс., почти вдвое превысив предварительную оценку в £40–60 тыс. Так что сейчас на аукционе может разгореться серьезная борьба за этюд — либо у покупателя будет возможность купить его за треть цены. Ну а самый дорогой лот аукциона Christie’s — массивные каминные часы архитектурных форм из позолоченного серебра, украшенные эмалью «гильоше». Это изделие фирмы Карла Фаберже, созданное мастером Юлием Раппопортом примерно в 1899–1904 годах, оценивается в £300–500 тыс.


На следующий день, 6 июня, эстафету примет Sotheby’s. У них два отдельных каталога — «Русская живопись» (201 лот) и «Русские предметы искусства, Фаберже и иконы» (177 лотов), но схема та же: утром — живопись и графика, днем — декоративно-прикладное искусство. О некоторых топ-лотах июньского аукциона русского искусства мы также уже писали в репортаже о юбилейной выставке Sotheby’s в Москве. Стоит отметить, что специалистам аукционного дома удалось найти замечательный натюрморт Владимира Вейсберга начала 1960-х (эстимейт £60–80 тыс.) и гуашь Александра Волкова «Караван» (эстимейт £30–50 тыс.), когда-то принадлежавшую выдающемуся коллекционеру Георгию Костаки. Обе работы происходят из частного канадского собрания. Хочется надеяться, что только что закрывшаяся в ГМИИ имени Пушкина выставка «туркестанского авангарда» из коллекции музея в Нукусе, а также экспозиция русского авангарда из региональных музеев в Еврейском музее привлечет внимание коллекционеров к творчеству Александра Волкова. Вообще, русский авангард на Sotheby’s представлен хорошо, хотя и преимущественно графическими работами. Здесь и Наталия Гончарова, и Любовь Попова, и Михаил Ларионов, и Аристарх Лентулов, и Александр Родченко, и многие-многие другие. Графика в этом каталоге отличная. Чего стоят, например, две акварели Бориса Кустодиева из частного швейцарского собрания с хрестоматийными для художника сюжетами (купчиха и продавцы бубликов) — эскизы к постановке оперы «Власть дьявола» 1919 года, когда-то принадлежавшие самому Шаляпину (оценены в £30–50 тыс. каждый)! Из открытий аукциона Sotheby’s — несколько работ редкого на рынке Соломона Никритина, самая дорогая из которых, вид московской набережной 1960 года, оценена в £18–25 тыс., остальные — ниже £10 тыс. Есть и обязательная русская классика: Исаак Левитан (эстимейт топ-лота, пейзажа «Лето» большого формата, £1,2–1,8 млн), Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Константин Крыжицкий. Из больших имен конца XIX — начала ХХ века — живописные Петр Кончаловский, Константин Коровин и Илья Репин. В секции ДПИ — нежнейшие «Незабудки» и «Васильки» фирмы Карла Фаберже (эстимейт £250–350 тыс. и £180–250 тыс. соответственно).


Наконец, в среду 7 июня состоится сразу два аукциона: утром — торги аукционного дома MacDougall’s, а в 15:00 завершит серию торгов Bonhams.

У MacDougall’s весьма объемный каталог — 193 лота: живопись и графика от Ивана Шишкина до Комара и Меламида, два десятка икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Главная находка Екатерины Макдугалл на этот раз — ранняя работа Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет африканского мальчика» из поездки 1907 года по Алжиру и Тунису. Картина выставлена на торги с оценкой £400–600 тыс. Сама африканская серия Петрова-Водкина относительно небольшая, и потому редкая на рынке, а особая удача — найти именно живописную работу, а не графику. Впечатляет и провенанс вещи: сначала портрет был в коллекции историка Александра Гидони, а затем перешел к выдающемуся советскому ученому, специалисту по гидроаэродинамике Льву Лойцянскому. Еще один топ-лот MacDougall’s — монументальное полотно «Решил идти в Иерусалим» из знаменитой евангельской серии Василия Поленова. Тоже большая редкость для рынка. В основном произведения из этого цикла находятся в российских музеях, и время от времени на аукционах и у дилеров появляются лишь эскизы и графические наброски, а тут законченная живописная работа, подписная и неоднократно выставлявшаяся и опубликованная. Отсюда и соответствующая предварительная оценка — внушительные £400–600 тыс. (хотя все равно кризисные, лет пять назад было бы вдвое больше). Надо сказать, организаторам торгов удалось собрать своеобразную антологию русской живописи: Иван Шишкин и Алексей Боголюбов из классики, Константин Коровин, Филипп Малявин и Зинаида Серебрякова из искусства рубежа веков, Наталия Гончарова и Давид Штеренберг из авангардистов, Георгий Нисский и Николай Терпсихоров отвечают за советское искусство, тут же традиционно обширная подборка шестидесятников — Лидия Мастеркова, Олег Целков, Владимир Янкилевский, а также Леонид Соков и Виталий Комар вместе с Александром Меламидом — из соц-арта.


Что касается Bonhams, то у них, как всегда, самый компактный каталог (78 произведений живописи и графики и 124 лота — ДПИ и иконы) и самые демократичные цены. Упор на предметы искусства тоже отличительная особенность русских аукционов Bonhams. В живописном разделе преобладают интерьерные пейзажи Ивана Шультце, Михаила Гермачева, Ильи Занковского и Юлия Клевера, которые были столь дороги русским коллекционерам лет десять назад. Впрочем, сейчас для любителей русской пейзажной школы наступили лучшие времена, работы оценены в разы дешевле: форматный «Зимний закат» Шультце выставлен с эстимейтом £40–60 тыс., эффектный «Кавказский закат» Занковского — £20–30 тыс., а Клевер (и мастерская), Гермачев, Колесников и другие — в пределах £10 тыс. Стоит обратить внимание на эскизы костюмов Константина Коровина (£1,8–2,2 тыс.), Наталии Гончаровой и Льва Бакста. Главная изюминка каталога — декоративные панно Дмитрия Стеллецкого в стилистике a la russe с явными отсылками к древнерусским фрескам и народным промыслам, в частности росписям шкатулок. Самая дорогая вещь — монументальное панно «Охота на лис» 1912 года — оценена в £100–120 тыс.

Материалы по теме
Просмотры: 4428
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru