Вера Трахтенберг: «Одиночество как новое счастье»

Куратор проекта по поддержке молодого искусства «Старт» ЦСИ «Винзавод» специально для TANR рассказывает о первой выставке сезона 2017–2018 годов, которая называется «Кафе танцующих огней»

Вера Трахтенберг, куратор. ЦСИ «Винзавод»
Вера Трахтенберг, куратор. ЦСИ «Винзавод»

«В кафе танцующих огней
Следы безумных слов и дней
Растают, как кусочки льда
В пустом бокале…»
Ю. Чернавский, А. Макаревич

«Кафе танцующих огней», первая в сезоне 2017–2018 годов выставка проекта ЦСИ «Винзавод» по поддержке молодого искусства «Старт», — это тотальная инсталляция, имитирующая клуб знакомств для одиноких людей, придуманная и созданная художницей Дарьей Орловой по типологии советских культурно-досуговых центров. Множество метафор из разных десятилетий советской и ранней постсоветской эпох отсылают и к песне Аллы Пугачевой «Кафе танцующих огней», записанной в 1980-х годах и рассказывающей о посетительнице танцевального бара, которая вспоминает и, возможно, пытается вернуть веселые дни и ночи прошлого, но находит себя растерянной и опустошенной в толпе танцующих людей, среди которых тем не менее ей «хорошо одной».

Дарья Орлова исследует проблему одиночества человека в современном мире, наполненном фиктивным общением в социальных сетях и обилием развлекательного контента в Интернете. В постдигитальном обществе мы постоянно находимся «на связи» друг с другом, но, как оказывается, можем и часто оказываемся абсолютно одиноки в толпе себе подобных. Мы избегаем реального общения, заменяя его суррогатами. Идея создания утопического клуба знакомств пришла к художнице именно в связи с ее собственным чувством одиночества, которое она выразила через искусство.

На мой взгляд, тема одиночества находится где-то посередине между двумя ключевыми интересами как искусства в частности, так и культуры в целом: между эросом и танатосом, между сексом и смертью. Одинокий человек так нуждается в любви, что думает о смерти как о спасении от отсутствия взаимности, но при этом сам не знает, как для себя сформулировать любовь, не знает, готов ли он либо она стать частью семьи в самом широком смысле этого слова или кого-то иного сообщества. В то же время одиночество — самостоятельно выбранный путь индивидуума, осознанно или неосознанно не желающего быть частью коллектива или общества. Модернистская модель человека привила нам вкус к буржуазному одиночеству, а постмодернизм закрепил это как положительное качество, как повод для гордости: я отчужден, а значит, я свободен.

Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»

Сегодняшнее поколение молодых людей при всем многообразии коммуникаций еще более одиноко, чем первые переселенцы больших городов, выходцы из сел и деревень. Последние были оторваны от своей семьи и общины, но ими двигало великое чувство причастности к построению нового общества, в котором все будут счастливы. Сегодня мы живем во времени, отдаленно напоминающем поздний «брежневизм»: у нас больше нет проекта будущего, одиночество не имеет смысла, мы не знаем, ради чего жить. Каждый молодой человек, чье сознание сформировалось в последние 20 лет, волен существовать в своем собственном времени — это и есть подлинное отличие «нового одиночества». Уйти ли в 1990-е, 1980-е или ностальгировать по 2000-м — каждый теперь выбирает сам. Ошибкой будет считать, что создание целых комьюнити фанатов 1990-х избавляет их от чувства одиночества и отчужденности — наоборот, это скорее усиливает ощущение изоляции. Обратившись к Википедии, можно узнать, что одиночество — это «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации».

Новое одиночество молодых художников сложилось в силу ряда обстоятельств. Эти люди выросли в мире постправды, но, несмотря на это, пытаются сформулировать дискурс новой искренности. В своей работе они часто опираются на старый добрый концептуализм, но называют это постконцептуализмом. Молодые художники заново изобретают «метамодернизм», но прячутся за этим довольно сомнительным термином не от бессилия, а от отчаяния и невозможности стать частью некой системы, которой на самом деле не существует.

В связи с этим выставка Дарьи Орловой — робкая попытка создать идеальное место для таких же, как она, одиноких молодых людей, еще не утративших надежду обрести смысл существования и найти себя в комьюнити или отношениях. Но, поскольку в постдигитальном обществе почти не осталось ничего личного, проект «Кафе танцующих огней» — это повод задуматься, так ли плохо быть одному и не пора ли принять одиночество как новую модель индивидуального счастья.

Выставка проходит на площадке молодого искусства «Старт» до 2 июля.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+