18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вера Трахтенберг: «Одиночество как новое счастье»

Куратор проекта по поддержке молодого искусства «Старт» ЦСИ «Винзавод» специально для TANR рассказывает о первой выставке сезона 2017–2018 годов, которая называется «Кафе танцующих огней»

Вера Трахтенберг, куратор. ЦСИ «Винзавод»
Вера Трахтенберг, куратор. ЦСИ «Винзавод»

«В кафе танцующих огней
Следы безумных слов и дней
Растают, как кусочки льда
В пустом бокале…»
Ю. Чернавский, А. Макаревич

«Кафе танцующих огней», первая в сезоне 2017–2018 годов выставка проекта ЦСИ «Винзавод» по поддержке молодого искусства «Старт», — это тотальная инсталляция, имитирующая клуб знакомств для одиноких людей, придуманная и созданная художницей Дарьей Орловой по типологии советских культурно-досуговых центров. Множество метафор из разных десятилетий советской и ранней постсоветской эпох отсылают и к песне Аллы Пугачевой «Кафе танцующих огней», записанной в 1980-х годах и рассказывающей о посетительнице танцевального бара, которая вспоминает и, возможно, пытается вернуть веселые дни и ночи прошлого, но находит себя растерянной и опустошенной в толпе танцующих людей, среди которых тем не менее ей «хорошо одной».

Дарья Орлова исследует проблему одиночества человека в современном мире, наполненном фиктивным общением в социальных сетях и обилием развлекательного контента в Интернете. В постдигитальном обществе мы постоянно находимся «на связи» друг с другом, но, как оказывается, можем и часто оказываемся абсолютно одиноки в толпе себе подобных. Мы избегаем реального общения, заменяя его суррогатами. Идея создания утопического клуба знакомств пришла к художнице именно в связи с ее собственным чувством одиночества, которое она выразила через искусство.

На мой взгляд, тема одиночества находится где-то посередине между двумя ключевыми интересами как искусства в частности, так и культуры в целом: между эросом и танатосом, между сексом и смертью. Одинокий человек так нуждается в любви, что думает о смерти как о спасении от отсутствия взаимности, но при этом сам не знает, как для себя сформулировать любовь, не знает, готов ли он либо она стать частью семьи в самом широком смысле этого слова или кого-то иного сообщества. В то же время одиночество — самостоятельно выбранный путь индивидуума, осознанно или неосознанно не желающего быть частью коллектива или общества. Модернистская модель человека привила нам вкус к буржуазному одиночеству, а постмодернизм закрепил это как положительное качество, как повод для гордости: я отчужден, а значит, я свободен.

Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»
Дарья Орлова. Коллаж. ЦСИ «Винзавод»

Сегодняшнее поколение молодых людей при всем многообразии коммуникаций еще более одиноко, чем первые переселенцы больших городов, выходцы из сел и деревень. Последние были оторваны от своей семьи и общины, но ими двигало великое чувство причастности к построению нового общества, в котором все будут счастливы. Сегодня мы живем во времени, отдаленно напоминающем поздний «брежневизм»: у нас больше нет проекта будущего, одиночество не имеет смысла, мы не знаем, ради чего жить. Каждый молодой человек, чье сознание сформировалось в последние 20 лет, волен существовать в своем собственном времени — это и есть подлинное отличие «нового одиночества». Уйти ли в 1990-е, 1980-е или ностальгировать по 2000-м — каждый теперь выбирает сам. Ошибкой будет считать, что создание целых комьюнити фанатов 1990-х избавляет их от чувства одиночества и отчужденности — наоборот, это скорее усиливает ощущение изоляции. Обратившись к Википедии, можно узнать, что одиночество — это «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации».

Новое одиночество молодых художников сложилось в силу ряда обстоятельств. Эти люди выросли в мире постправды, но, несмотря на это, пытаются сформулировать дискурс новой искренности. В своей работе они часто опираются на старый добрый концептуализм, но называют это постконцептуализмом. Молодые художники заново изобретают «метамодернизм», но прячутся за этим довольно сомнительным термином не от бессилия, а от отчаяния и невозможности стать частью некой системы, которой на самом деле не существует.

В связи с этим выставка Дарьи Орловой — робкая попытка создать идеальное место для таких же, как она, одиноких молодых людей, еще не утративших надежду обрести смысл существования и найти себя в комьюнити или отношениях. Но, поскольку в постдигитальном обществе почти не осталось ничего личного, проект «Кафе танцующих огней» — это повод задуматься, так ли плохо быть одному и не пора ли принять одиночество как новую модель индивидуального счастья.

Выставка проходит на площадке молодого искусства «Старт» до 2 июля.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+