18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вера Трахтенберг: «Одиночество как новое счастье»

Куратор проекта по поддержке молодого искусства «Старт» ЦСИ «Винзавод» специально для TANR рассказывает о первой выставке сезона 2017–2018 годов, которая называется «Кафе танцующих огней»

«В кафе танцующих огней
Следы безумных слов и дней
Растают, как кусочки льда
В пустом бокале…»
Ю. Чернавский, А. Макаревич

«Кафе танцующих огней», первая в сезоне 2017–2018 годов выставка проекта ЦСИ «Винзавод» по поддержке молодого искусства «Старт», — это тотальная инсталляция, имитирующая клуб знакомств для одиноких людей, придуманная и созданная художницей Дарьей Орловой по типологии советских культурно-досуговых центров. Множество метафор из разных десятилетий советской и ранней постсоветской эпох отсылают и к песне Аллы Пугачевой «Кафе танцующих огней», записанной в 1980-х годах и рассказывающей о посетительнице танцевального бара, которая вспоминает и, возможно, пытается вернуть веселые дни и ночи прошлого, но находит себя растерянной и опустошенной в толпе танцующих людей, среди которых тем не менее ей «хорошо одной».

Дарья Орлова исследует проблему одиночества человека в современном мире, наполненном фиктивным общением в социальных сетях и обилием развлекательного контента в Интернете. В постдигитальном обществе мы постоянно находимся «на связи» друг с другом, но, как оказывается, можем и часто оказываемся абсолютно одиноки в толпе себе подобных. Мы избегаем реального общения, заменяя его суррогатами. Идея создания утопического клуба знакомств пришла к художнице именно в связи с ее собственным чувством одиночества, которое она выразила через искусство.

На мой взгляд, тема одиночества находится где-то посередине между двумя ключевыми интересами как искусства в частности, так и культуры в целом: между эросом и танатосом, между сексом и смертью. Одинокий человек так нуждается в любви, что думает о смерти как о спасении от отсутствия взаимности, но при этом сам не знает, как для себя сформулировать любовь, не знает, готов ли он либо она стать частью семьи в самом широком смысле этого слова или кого-то иного сообщества. В то же время одиночество — самостоятельно выбранный путь индивидуума, осознанно или неосознанно не желающего быть частью коллектива или общества. Модернистская модель человека привила нам вкус к буржуазному одиночеству, а постмодернизм закрепил это как положительное качество, как повод для гордости: я отчужден, а значит, я свободен.

Сегодняшнее поколение молодых людей при всем многообразии коммуникаций еще более одиноко, чем первые переселенцы больших городов, выходцы из сел и деревень. Последние были оторваны от своей семьи и общины, но ими двигало великое чувство причастности к построению нового общества, в котором все будут счастливы. Сегодня мы живем во времени, отдаленно напоминающем поздний «брежневизм»: у нас больше нет проекта будущего, одиночество не имеет смысла, мы не знаем, ради чего жить. Каждый молодой человек, чье сознание сформировалось в последние 20 лет, волен существовать в своем собственном времени — это и есть подлинное отличие «нового одиночества». Уйти ли в 1990-е, 1980-е или ностальгировать по 2000-м — каждый теперь выбирает сам. Ошибкой будет считать, что создание целых комьюнити фанатов 1990-х избавляет их от чувства одиночества и отчужденности — наоборот, это скорее усиливает ощущение изоляции. Обратившись к Википедии, можно узнать, что одиночество — это «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации».

Новое одиночество молодых художников сложилось в силу ряда обстоятельств. Эти люди выросли в мире постправды, но, несмотря на это, пытаются сформулировать дискурс новой искренности. В своей работе они часто опираются на старый добрый концептуализм, но называют это постконцептуализмом. Молодые художники заново изобретают «метамодернизм», но прячутся за этим довольно сомнительным термином не от бессилия, а от отчаяния и невозможности стать частью некой системы, которой на самом деле не существует.

В связи с этим выставка Дарьи Орловой — робкая попытка создать идеальное место для таких же, как она, одиноких молодых людей, еще не утративших надежду обрести смысл существования и найти себя в комьюнити или отношениях. Но, поскольку в постдигитальном обществе почти не осталось ничего личного, проект «Кафе танцующих огней» — это повод задуматься, так ли плохо быть одному и не пора ли принять одиночество как новую модель индивидуального счастья.

Выставка проходит на площадке молодого искусства «Старт» до 2 июля.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+