18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Ренессанса приедут в Пушкинский музей из итальянских собраний

№54
Материал из газеты

25 картин Тициана, Веронезе и Тинторетто — некоторые из них впервые покинули Италию — покажут в ГМИИ им. Пушкина. Выставка откроется 9 июня и продлится до 20 августа

Выставки полотен великих мастеров из итальянских коллекций стали устойчивой традицией в Пушкинском музее. В 2011-м привезли Караваджо, затем Тициана, следом — художников Возрождения из Академии Каррара в Бергамо, а под конец прошлого года и Рафаэля. В начале июня в музее ожидается еще одно событие — выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Здесь нелишне еще напомнить, что она будет проходить параллельно с уже открывшейся ретроспективой Джорджо Моранди — крупнейшего итальянского художника ХХ века.

В выставку включено 25 картин кисти трех мастеров разных жанров и тематики: от религиозных и мифологических до портретов. Помимо того что в Москве эти произведения будут показаны впервые, часть из них никогда или редко покидала Италию, как, например, «Саломея» Тициана из Галереи Дориа — Памфили в Риме или алтарные композиции Тинторетто из венецианских церквей: «Тайная вечеря» из церкви Сан-Маркуола и «Крещение Христа» из церкви Сан-Сильвестро.

Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ и куратор выставки с российской стороны (итальянский куратор — Томас далла Коста), считает логичным, что выставка трех величайщих венецианских мастеров XVI века открывается вслед за выставкой мастера из Урбино. «Рафаэль — ключевая фигура в искусстве Возрождения, он сформулировал понятие идеала для европейской культуры. Но он представляет магистральную, тоскано-римскую линию Возрождения, венецианская же в этом контексте остается в тени, не раскрывается во всем своем своеобразии, хотя когда мы называем гениев Возрождения — это Леонардо, Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Тициан».

То, что для показа выбрана именно эти три гения — Тициан, Тинторетто и Веронезе, — тоже принципиально. Тициан здесь центральная фигура, он заложил основы венецианской школы с ее интересом к человеку и окружающему его миру, свободной манерой письма прямо по холсту и особым колоритом. Тинторетто же и Веронезе, художники следующего поколения, продолжили традиции венецианской школы, заложенной ее патриархом Тицианом, но каждый по-своему развивал их. «Без этих трех художников невозможно творчество ни Веласкеса, ни Пуссена, ни Рубенса, ни Рембрандта, ни многих других европейских мастеров вплоть до XIX века», — говорит Маркова.

В экспозицию включены и работы из наших собраний, что тоже стало традицией для выставок ГМИИ. Помимо двух эрмитажных картин — «Святого Георгия» Якопо Тинторетто и «Портрета неизвестного» его сына Доменико, зрителей ждут еще два знаменательных события: первый выход на публику после длительной реставрации полотна Веронезе «Воскресение Христа» из собрания ГМИИ и картина Тициана «Венера и Адонис», принадлежащая благотворительному фонду «Классика» и атрибутированная Викторией Марковой как полотно великого мастера.

О работе над атрибуцией «Венеры и Адониса» музей обещает рассказать отдельно.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе
9 июня – 20 августа

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+