18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему Василий Баженов — учитель свободомыслия

На ярмарке книг об искусстве, прошедшей на выходных в Музее современного искусства «Гараж», представили книгу «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященную одноименной выставке

На залитой солнцем сцене недавно открывшегося летнего кинотеатра Garage Screen собрались пятеро кураторов и авторов — малая часть команды грандиозного проекта о «готическом вкусе», состоящего из двух выставок (в фонде IN ARTIBUS и в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева) и 700-страничной книги-каталога. Последней и был посвящен субботний вечер ярмарки.

Самой яркой и обаятельной речью порадовал слушателей Сергей Хачатуров, один из кураторов выставок, 20 лет лелеявший идею проекта. Он начал с того, что свобода творчества и мысли, воплощенная в неоготике в полной мере, всегда оставалась неблагонадежна с точки зрения системы: «Грандиозный вид, изобилие символики, невероятный интерьер — все это похоже на современный стиль фьюжен, не поддающийся никакой систематизации и ставящий под сомнение авторитеты». С богато иллюстрированным фолиантом стоит познакомиться, продолжил Хачатуров, чтобы посмотреть на схемы и чертежи главного автора готических идей на русской почве — бесстрашного архитектора Василия Баженова. Кроме того, книга может быть интересна как библиотека веяний, характеризующих именно современную цивилизацию. «Метамодернизм, к которому перешел постмодерн, коктейль из иронии, стилизации, нигилизма, возрождения старых концепций и истин, их обыгрывания — все это есть в эскизах и рисунках архитектора XVIII века Баженова, его предшественников и современников», — завершил выступление искусствовед.

Историк архитектуры Зоя Золотницкая рассказала о документах и фотографиях, которые опубликованы в книге впервые. Например, редкие эскизы дворцовых ансамблей в Конькове, которые предназначались для внуков Екатерины II. Их Баженов разрабатывал вместе с другом архитектором Матвеем Казаковым. В издании представлен единственный прижизненный портрет Василия Баженова, а также ранние чертежи баженовских проектов, которые приехали из частных коллекций в Казани. Татьяна Дудина, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX веков Музея архитектуры, напомнила, что в книгу вошло гораздо больше произведений, чем в выставки: «В витринах не разместишь все листы альбомов». Также в нее включены редкие свидетельства — рисунки зданий, например в Царицыне, от которых давно уже ничего не осталось. Предназначение некоторых из них до сих пор остается загадкой, как, скажем, Павильона дружины.

Своими рекомендациями к прочтению поделились также директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Корндорф. Подытожил встречу профессор университета Сорбонна, один из авторов книги Стефан Гесслер: «Важно изучить процессы культурных трансляций, не ограничиваясь просто сравнением, а предоставляя глубокий анализ, который мы также провели, сравнив европейскую неоготику и самобытное воплощение стиля здесь, в России».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+