18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Почему Василий Баженов — учитель свободомыслия

На ярмарке книг об искусстве, прошедшей на выходных в Музее современного искусства «Гараж», представили книгу «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященную одноименной выставке

На залитой солнцем сцене недавно открывшегося летнего кинотеатра Garage Screen собрались пятеро кураторов и авторов — малая часть команды грандиозного проекта о «готическом вкусе», состоящего из двух выставок (в фонде IN ARTIBUS и в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева) и 700-страничной книги-каталога. Последней и был посвящен субботний вечер ярмарки.

Самой яркой и обаятельной речью порадовал слушателей Сергей Хачатуров, один из кураторов выставок, 20 лет лелеявший идею проекта. Он начал с того, что свобода творчества и мысли, воплощенная в неоготике в полной мере, всегда оставалась неблагонадежна с точки зрения системы: «Грандиозный вид, изобилие символики, невероятный интерьер — все это похоже на современный стиль фьюжен, не поддающийся никакой систематизации и ставящий под сомнение авторитеты». С богато иллюстрированным фолиантом стоит познакомиться, продолжил Хачатуров, чтобы посмотреть на схемы и чертежи главного автора готических идей на русской почве — бесстрашного архитектора Василия Баженова. Кроме того, книга может быть интересна как библиотека веяний, характеризующих именно современную цивилизацию. «Метамодернизм, к которому перешел постмодерн, коктейль из иронии, стилизации, нигилизма, возрождения старых концепций и истин, их обыгрывания — все это есть в эскизах и рисунках архитектора XVIII века Баженова, его предшественников и современников», — завершил выступление искусствовед.

Историк архитектуры Зоя Золотницкая рассказала о документах и фотографиях, которые опубликованы в книге впервые. Например, редкие эскизы дворцовых ансамблей в Конькове, которые предназначались для внуков Екатерины II. Их Баженов разрабатывал вместе с другом архитектором Матвеем Казаковым. В издании представлен единственный прижизненный портрет Василия Баженова, а также ранние чертежи баженовских проектов, которые приехали из частных коллекций в Казани. Татьяна Дудина, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX веков Музея архитектуры, напомнила, что в книгу вошло гораздо больше произведений, чем в выставки: «В витринах не разместишь все листы альбомов». Также в нее включены редкие свидетельства — рисунки зданий, например в Царицыне, от которых давно уже ничего не осталось. Предназначение некоторых из них до сих пор остается загадкой, как, скажем, Павильона дружины.

Своими рекомендациями к прочтению поделились также директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Корндорф. Подытожил встречу профессор университета Сорбонна, один из авторов книги Стефан Гесслер: «Важно изучить процессы культурных трансляций, не ограничиваясь просто сравнением, а предоставляя глубокий анализ, который мы также провели, сравнив европейскую неоготику и самобытное воплощение стиля здесь, в России».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+