Больше выставок — меньше проблем

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

50 самых посещаемых выставок мира, а также новое исследование The Art Newspaper, которое показало, что музеям выгодно увеличивать число выставок

Патриция Пиччинини. «Большая мать». Выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро. Courtesy of Centro Cultural Banco do Brasil do Rio de Janeiro
Патриция Пиччинини. «Большая мать». Выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро. Courtesy of Centro Cultural Banco do Brasil do Rio de Janeiro

У вас есть ощущение, что на все выставки в вашем городе физически невозможно успеть? На то есть причины, и дело не только в плотности вашего графика. Музеи действительно стали устраивать больше выставок, чем раньше.

Анализ списка из 2360 выставок, прошедших в 29 американских музеях, показал, что с 2007 по 2015 год среднее число выставок выросло на 7,4% — с 8,8 до 9,5 в год. Увеличилась и их продолжительность. Выяснилось, что за этот период среднее количество выставочных дней возросло почти на 25%.

Что же провоцирует увеличение масштабов? «Погоня за аудиторией», — утверждает основатель консалтингового агентства AEA Consulting Адриан Эллис. Большинство музеев не может полагаться на то, что зрители будут возвращаться снова и снова ради одной только постоянной экспозиции. «Ваша коллекция может быть роскошной, как коллекция Метрополитен-музея, но выставки все равно будут куда познавательнее и привлекательнее для более широкой и разнообразной аудитории», — говорит директор Музея изобразительных искусств Сан-Франциско Макс Холляйн.

Кураторы тоже больше не исходят из того, что один блокбастер подойдет всем без исключения. «Число программ выросло, но сами программы при этом стали уже, — говорит директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) Майкл Гован. — Аудитория музеев меняется и становится разношерстнее; имеет смысл предлагать ей больше, чтобы люди чувствовали, что у них есть выбор».

Особенно остро необходимость увеличивать число выставок ощущается за пределами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Вашингтона, в местах, где не так много туристов, обеспечивающих стабильную посещаемость. Директор Музея изящных искусств в Хьюстоне Гэри Тинтероу говорит, что 90% его посетителей — местные жители, в то время как для нью-йоркского Метрополитен-музея, где он работал до 2012 года, этот показатель составляет всего 40%. «Если я хочу, чтобы эти люди приходили снова и снова, мне нужно менять экспозицию», — говорит он.

Кроме того, музеи могут проводить больше выставок потому, что у них появилось больше пространства. Проведенное The Art Newspaper в прошлом году исследование показало, что за период с 2007 по 2014 год американские музеи потратили на расширение почти $5 млрд — больше, чем остальные 37 стран из этого исследования вместе взятые. Так, Художественный музей округа Лос-Анджелес за этот период удвоил свое выставочное пространство и почти удвоил количество выставок — с 11 в 2007-м до 19 в 2015-м.

На выставке «Мунк — Ван Гог» в Музее Ван Гога в Амстердаме. Courtesy of Van Gogh Museum
На выставке «Мунк — Ван Гог» в Музее Ван Гога в Амстердаме. Courtesy of Van Gogh Museum

Лучше больше, да лучше

Для многих институций эта игра стоит свеч. The Art Newspaper совместно с Национальным центром исследований искусства Южного методистского университета выяснила, что музеи, устраивающие больше выставок, привлекают больше посетителей, чем их коллеги того же уровня. Эти музеи также меньше тратят на рекламу и привлекают больше посетителей на каждый доллар, потраченный на распространение информации о выставках.

«Если у меня есть больше предложений, это значит, что я в целом лучше осведомлен о жизни сообщества, а это, в свою очередь, означает, что я буду тратить меньше усилий на привлечение каждого отдельного посетителя», — объясняет директор Национального центра исследований искусства Зэнни Восс. Иными словами, лучшая реклама — это хорошо составленная программа.

Музеи, представляющие больше выставок, также оказываются лучшими фандрайзерами. По сравнению с аналогичными организациями они получают больше взносов на каждый потраченный на фандрайзинг доллар. Восс объясняет это тем, что благодаря выставкам эти музеи остаются в памяти благотворителей.

Луиз Буржуа. «Внутри и снаружи». 1995. Инсталляция. Фото: Christopher Burke© The Easton Foundation / VEGAP, Madrid
Луиз Буржуа. «Внутри и снаружи». 1995. Инсталляция.
Фото: Christopher Burke© The Easton Foundation / VEGAP, Madrid

Также более высока вероятность того, что эти музеи завершат год с положительным операционным балансом. «Если я трачу меньше на каждый доллар получаемых инвестиций и меньше на каждого посетителя, которого мне удается привлечь, у меня, скорее всего, окажется больше средств на развитие моей программы, и, кроме того, я более экономно управляю своими административными и фандрайзинговыми расходами», — говорит Восс.

И все же не все считают увеличение числа выставок ключом к успеху. Многие институции начали сознательно продлевать свои выставки или снова сокращать их число. К примеру, Художественный музей Хай в Атланте, в 2015 году организовавший в четыре раза больше выставок, чем в 2007-м (25 против 6), по словам его директора Рэнда Саффолка, теперь планирует снизить их число до «более комфортных» 16 выставок в год.

«Люди не способны серьезно сосредоточиться на таком количестве вещей одновременно, — говорит бывший декан Йельской художественной школы Роб Сторр. — Большинство ходит в музеи один-два раза в месяц, а не один-два раза в неделю».

Вирджиния Верасис Кастильоне, Жан-Луи Пирсон, Кристиан Берар. «Воскресенье». Между 1861 и 1866. С выставки «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850–1910)» © RMN-Grand Palais (musée d’Orsay) / Droits réservé
Вирджиния Верасис Кастильоне, Жан-Луи Пирсон, Кристиан Берар. «Воскресенье». Между 1861 и 1866. С выставки «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850–1910)» © RMN-Grand Palais (musée d’Orsay) / Droits réservé

Методология

The Art Newspaper проанализировала информацию о посещаемости 2360 выставок за период с 2007 по 2015 год, предоставленную 29 музеями США (из них 20 музеев отчитывались в течение девяти лет, 8 — в течение восьми и 1 музей отчитался за четыре года). Некоторые музеи не предоставили сведений о небольших выставочных проектах, и для восполнения пробелов была использована информация с их сайтов. Анализ данных провели Зэнни и Гленн Восс, исследование подготовлено Люси Макгуиган, Мариамой Холман и Габриеллой Анджелети.

50 самых посещаемых художественных выставок мира

Дневная посещаемость высчитывается нашей базой данных автоматически, при этом дни работы выставки рассчитываются по следующей формуле: общее число дней между открытием и закрытием выставки, разделенное на семь и умноженное на число дней, в которые работает институция, минус дни, когда она закрыта вне расписания.

Все данные предоставлены самими институциями.

Ряд институций предлагает вход на несколько выставок по одному билету — в таком случае это учитывается как одно посещение. Бесплатные выставки, то есть такие, когда плата не взималась ни за вход на выставку, ни за вход в музей, отмечены звездочкой (*).

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности
22.12.2021
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+