18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Хармс сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого»

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Издательство «Барбарис» собрало в небольшой изысканный томик практически все тексты, что остались от Владимира Стерлигова, ученика Малевича и самого непроявленного поэта-обэриута

Владимир Стерлигов. Мы устраиваем нашу жизнь. 1969. Бумага, фольга, коллаж, акварель /  Издательство «Барбарис»
Владимир Стерлигов. Мы устраиваем нашу жизнь. 1969. Бумага, фольга, коллаж, акварель /  Издательство «Барбарис»

Эта книга воскрешает для нас жизнь и творчество художника Владимира Стерлигова (1904–1973), ученика Казимира Малевича и поэта-обэриута, пережившего самые большие беды ХХ века: лагерь, тюрьму и блокаду. Когда его, 30-летнего, арестовали (в Карлаге Стерлигов будет до 1938 года), погиб весь литературный и творческий архив поэта, на допросах его предал ближайший друг. Дальше была Великая Отечественная: в составе артиллерийского полка Стерлигов держал оборону на Карельском перешейке, в январе 1942-го был тяжело контужен, в мае получил разрешение на эвакуацию из блокадного Ленинграда.

Перед самой войной Стерлигов, только-только освободившийся из заключения, встретил Ирину Потапову, специалиста по английской лексикологии и готскому языку. Между опальным художником, лишенным дома (предписание «минус шесть» запрещало ему жить в крупных городах, и в Ленинграде он бывал лишь наездами), быта и близких (сослана и сгинула неизвестно где его гражданская жена Лидия Мейснер-Эренберг), и 25-летней Ириной возникло большое и мощное чувство. Их любовная переписка, случайно обнаруженная в конце 1990-х историком искусства, медиевистом Ириной Стерлиговой (родственницей художника) в римском архиве профессора Университета в Солерно и директора римского Центра Вячеслава Иванова Андрея Шишкина, составила самую важную часть этой прекрасно изданной и пронзительной книги. В сборник вошли также воспоминания Ирины Потаповой, следы которой Стерлигов потерял во время войны (его прощальное письмо возлюбленной датируется 1943 годом), статьи публикаторов и исследования, помещены рисунки и стихи из той самой папки, обнаруженной в Риме.

Стерлигов В., Потапова И. Белый гром зимы. 1939–1943. Письма, стихотворения, графика, воспоминания. М.: Барбарис, 2017. 312 с.
Стерлигов В., Потапова И. Белый гром зимы. 1939–1943. Письма, стихотворения, графика, воспоминания. М.: Барбарис, 2017. 312 с.

Именно последняя, опасная и запоздалая, любовь спасла опального обэриута, раздавленного Карлагом. Но именно она стала для Стерлигова испытанием, которое он перенес хуже заключения и войны. Завершение переписки, насыщенной литературными играми и поэтическими экспромтами («Хо! Хо! Хо! А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого», — пишет он Ирине в июньском письме 1941 года), оборвало и творчество поэта, по словам Шишкина, «имя которого еще при его жизни могло бы стоять рядом с именами Хлебникова, Заболоцкого, Хармса, Введенского». «Расставшись с той, кто была его музой, Стерлигов навсегда отказался от сочинения стихов».
Удивительные стихи, до слез трогающие письма — выдающийся эпистолярный памятник людей, зажатых между чумой и холерой. Читать страшно, но оторваться невозможно.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+