18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Хрустальная мечта строителей светлого будущего

№53
Материал из газеты

Первая большая выставка советского стекла и керамики от оттепели до 1980-х продлится в Музее декоративно-прикладного и народного искусства до 27 ноября

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не остался в стороне от 100-летия революции 1917 года — выставка «Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980» открывает цикл проектов музея под общим названием «Рожденные Октябрем».

Как рассказала главный хранитель музея Ольга Милованова, на выставке представлено около 500 работ, охватывающих практически всю обширную географию советского производства художественной керамики и стекла: Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский завод художественного стекла, Дятьковский и Гусевский хрустальные заводы.

Богатые фонды позволили музею не только показать, как художники, работавшие со стеклом и керамикой, экспериментировали в постоттепельное время на территории новых материалов, новых техник и новых тем; создание отдельного зала, посвященного юбилейной тематике, дает возможность оценить, что происходило в это время с воплощением сюжетов более чем традиционных: «Народ и партия едины. Слава КПСС» (1970-е), «Революционный Петроград» (1987), «Красная конница» (1969). В этом же зале — композиция «Хорошо» (1968), созданная одним из основателей отечественной школы художественного стекла Борисом Смирновым, который в годы войны возглавлял маскировочную лабораторию Балтийского морского флота, а после — тесно сотрудничал с Верой Мухиной
В следующих залах мы видим эпоху 1960–1980‑х уже вне официального контекста. Молочно-белое «Половодье» (1980-е) одного из самых востребованных и разносторонних ленинградских мастеров Юрия Манелиса соседствует с фарфоровой сценой из спектакля «Милый лжец» (1962) — популярнейшего спектакля МХАТа того времени. Аста Бржезицкая, работавшая для Дулевского фарфорового завода, а также делавшая майолики и рельефы станции метро «Таганская», изобразила здесь легендарный звездный состав спектакля — Ангелину Степанову и Анатолия Кторова. Здесь же предметы из сервиза «Вальс» (1960‑е) Юрия Ганрио, создававшего на Дмитровском фарфоровом заводе новые формы посуды и сервизы с названиями и декором, вполне отвечавшими духу времени: «Квант», «Электрон», «Дипломат».

Проходя по залам, видишь, что выплеск творческой энергии оттепельной эпохи вовсе не угас, не остался заключенным в промежутке между определенными историческими событиями — он совершенно естественно продлился во времени, растворяясь в новых изобразительных формах, проявляясь в образах, выборе тем и героев, в том, что и называется творческой свободой. 

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+