18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Хрустальная мечта строителей светлого будущего

№53
Материал из газеты

Первая большая выставка советского стекла и керамики от оттепели до 1980-х продлится в Музее декоративно-прикладного и народного искусства до 27 ноября

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не остался в стороне от 100-летия революции 1917 года — выставка «Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980» открывает цикл проектов музея под общим названием «Рожденные Октябрем».

Как рассказала главный хранитель музея Ольга Милованова, на выставке представлено около 500 работ, охватывающих практически всю обширную географию советского производства художественной керамики и стекла: Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский завод художественного стекла, Дятьковский и Гусевский хрустальные заводы.

Богатые фонды позволили музею не только показать, как художники, работавшие со стеклом и керамикой, экспериментировали в постоттепельное время на территории новых материалов, новых техник и новых тем; создание отдельного зала, посвященного юбилейной тематике, дает возможность оценить, что происходило в это время с воплощением сюжетов более чем традиционных: «Народ и партия едины. Слава КПСС» (1970-е), «Революционный Петроград» (1987), «Красная конница» (1969). В этом же зале — композиция «Хорошо» (1968), созданная одним из основателей отечественной школы художественного стекла Борисом Смирновым, который в годы войны возглавлял маскировочную лабораторию Балтийского морского флота, а после — тесно сотрудничал с Верой Мухиной
В следующих залах мы видим эпоху 1960–1980‑х уже вне официального контекста. Молочно-белое «Половодье» (1980-е) одного из самых востребованных и разносторонних ленинградских мастеров Юрия Манелиса соседствует с фарфоровой сценой из спектакля «Милый лжец» (1962) — популярнейшего спектакля МХАТа того времени. Аста Бржезицкая, работавшая для Дулевского фарфорового завода, а также делавшая майолики и рельефы станции метро «Таганская», изобразила здесь легендарный звездный состав спектакля — Ангелину Степанову и Анатолия Кторова. Здесь же предметы из сервиза «Вальс» (1960‑е) Юрия Ганрио, создававшего на Дмитровском фарфоровом заводе новые формы посуды и сервизы с названиями и декором, вполне отвечавшими духу времени: «Квант», «Электрон», «Дипломат».

Проходя по залам, видишь, что выплеск творческой энергии оттепельной эпохи вовсе не угас, не остался заключенным в промежутке между определенными историческими событиями — он совершенно естественно продлился во времени, растворяясь в новых изобразительных формах, проявляясь в образах, выборе тем и героев, в том, что и называется творческой свободой. 

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+