18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сhristie’s показал русское искусство в Москве

На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад

На этот раз выставка в московском офисе Christie’s в Романовом переулке получилась камерной, но разнообразной: портрет кисти Бориса Григорьева, коллекция эскизов театральных костюмов Льва Бакста, старинное русское серебро, брошь Фаберже, агитфарфор и «военные тарелки» Императорского фарфорового завода. Все привезенные в Москву произведения можно будет приобрести на аукционе русского искусства в Лондоне 5 июня.

Единственная живописная работа в небольшой экспозиции — портрет мальчика, созданный Борисом Григорьевым в начале 1930-х годов. Известно, что портрет был написан в тот период, когда художник жил в семье модели, и с тех пор работа переходила по наследству. Сейчас картина впервые выставлена на продажу, и ее предварительная оценка составляет £100–150 тыс.

Выставка Christie’s в Москве — это уникальная возможность увидеть шесть театральных работ Льва Бакста, которые не выставлялись почти 30 лет и знакомы даже не всем специалистам. Графические листы происходят из коллекции американского предпринимателя, бывшего владельца популярной в 1960-х марки готовой женской одежды Jonathan Logan, филантропа и покровителя искусств Ричарда Дж. Шварца (1939−2016), скончавшегося осенью прошлого года. Его главной страстью было американское искусство, на протяжении многих десятилетий он был членом попечительских советов нескольких ведущих музеев США. Как рассказал глава международного отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, единственным русским художником, чьи работы попали к Шварцу, был Лев Бакст. Коллекционер неохотно показывал свое собрание, поэтому эти эскизы надолго выпали из поля зрения искусствоведов и публики. После смерти Шварца его семья пожелала выставить коллекцию на продажу и обратилась в аукционный дом. Основная ее часть будет продана на торгах американского искусства Christie’s 23 мая в Нью-Йорке, а графика Бакста — на русском аукционе в Лондоне. Это эскизы костюмов к нескольким театральным постановкам, в частности к водевилю «Москва», поставленному антрепризой Марии Кузнецовой-Бенуа в 1922 году в парижском театре «Фемина». Здесь художнику удается создать образ в лучших традициях стиля a la russe: дама изображена в богато украшенном мехами и расшитым золотыми и серебряными нитями наряде, на юбке — золотой петушок; костюм дополняют набивная шаль и традиционный русский кокошник. Выполненный карандашом, акварелью и гуашью рисунок оценен в £80–120 тыс. Самый дорогой лист из этого сета — эскиз костюма Креонта 1904 года к одной из ранних постановок, над которой работал Бакст, — балету «Антигона» по мотивам трагедии Софокла для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Лидии Яворской (эстимейт £100–120 тыс.). Наиболее выразительными представляются три рисунка к балету на сюжет комедии «Шутницы» (фр. Les Femmes de Bonne Humeur) 1917 года (музыка Доменико Скарлатти, хореография Льва Мясина). Образы Никколо, Баттиста и Сильвестра — это уже не просто эскизы костюмов, а настоящие характерные персонажи, созданные художником. Серия оценена в диапазоне от £50 тыс. до £80 тыс. за лист. Наконец, последний из этой коллекции — очаровательный эскиз костюма французской куклы для «Волшебной лавки» Джоаккино Россини 1919 года (эстимейт £50–70 тыс.).

Одна из витрин на выставке отведена агитационному фарфору. В частности, здесь можно увидеть тарелку Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненную по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой в 1921 году. Точно такая есть в собрании Русского музея, а эстимейт более чем скромный — £10–15 тыс.

Пожалуй, ни одна московская выставка топ-лотов русских торгов не обходилась без изделий Фаберже. Эта экспозиция не стала исключением: украшенная эмалью «гильоше» золотая брошь в виде божьей коровки создана ювелиром Михаилом Перхиным, ведущим мастером фирмы Карла Фаберже. Предмет из коллекции знатной дамы уже продавался на Christie’s в 2000 году, на этот раз брошь выставлена на торги с эстимейтом £20–30 тыс.

В разделе декоративно-прикладного искусства также стоит обратить внимание на фарфоровые тарелки на военные темы эпохи Александра II, которые пользуются стабильным спросом, хотя цены на них и снизились (нынешние эстимейты — £12–18 тыс.), и традиционно недооцененное коллекционерами, но очень качественное старинное русское серебро: два серебряных ковша, один — времен правления великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, будущего Петра Великого (эстимейт £35–45 тыс.), и другой — эпохи Екатерины Великой (эстимейт £25–35 тыс.). Все представленные произведения собраны Алексеем Тизенгаузеном и специалистами его отдела в разных частях света: в США, Италии, Франции и Скандинавии.

Говоря о топ-лотах аукциона русского искусства 5 июня, привезенных в Москву, Алексей Тизенгаузен подчеркивал, что эстимейты в этот раз значительно ниже, чем были несколько лет назад, поэтому именно сейчас у коллекционеров появилась уникальная возможность купить недорого великолепные, ранее недоступные вещи. «Это лучший момент собирать русское искусство», — отметил он.

Выставка открыта до 28 апреля.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+