В рамках выставки «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария», которая откроется в Государственном Русском музее 27 апреля, представлен амвон из Софии Новгородской, сборка которого завершается сейчас в музейных залах. Это его первый показ за последние 100 лет.
Амвон из Новгорода — пример воплощения древней традиции, пришедшей из Византии, где для произнесения проповедей в церкви использовались подобия кафедр, украшенных резьбой и росписью. Известна точная дата, когда он был установлен в Софийском соборе, — 15 июля 1533 года. Первоначально амвон представлял собой сложную двухуровневую конструкцию более 3 м высотой, выполненную из дерева разных пород без единого гвоздя: все элементы, плотно пригнанные друг к другу, держались на пазах. В основании — большой круг из липы, в который на равном расстоянии друг от друга установлены вертикальные несущие балки из липы и дуба, увенчанные навершиями в виде церковных куполов. На уровне человеческого роста изнутри закреплен еще один круг, на нем был установлен помост, с него священник обращался к пастве. Поднимались на помост по приставной лестнице. Между опорами были установлены панели из сосны, украшенные резьбой и 30 иконами в резных киотцах. Они располагались по окружности в три ряда: вверху небольшие, ниже — крупнее. Сейчас помост утерян, как утрачены и иконы, приставная лестница, киотцы и еще некоторые элементы.
Это единственный в мире деревянный амвон византийской традиции, который сохранился до наших дней, — рассказывает Иван Карлов, главный хранитель ГРМ. — И сохранился он не чудом, а благодаря очень профессиональной работе наших реставраторов. «После реформы патриарха Никона амвон разобрали, для чего его пришлось распилить (следы этой разборки сохранились на деревянных деталях), перенесли на хоры собора, и больше он в богослужении не использовался. Тогда же из него вынули иконы, их дальнейшая судьба неизвестна. На хорах амвон пылился до 1860 года, когда его передали в Императорскую академию художеств, откуда он вместе с другими произведениями искусства переехал в открывшийся в конце XIX века Русский музей императора Александра III, где был размещен в экспозиции древнерусского искусства. Но в 1920-х годах его убрали из залов. Он пережил блокаду в подвалах музея, и только в 2013 году началась подготовка к его реставрации».
По словам Виктора Чмеленко, заведующего сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры ГРМ, в процессе работы специалистам удалось установить, что из первоначальных 300 деталей амвона «родных», сохранившихся с 1533 года, осталось 180, остальные утеряны. До начала реставрации пришлось убрать все элементы из гипса, которые там появились, пока деревянный памятник находился в Академии художеств (это была своеобразная реставрация в духе XIX века). Потом специалисты сняли несколько слоев бронзовой краски и обнаружили, что значительная часть резных деревянных деталей была покрыта золотом и серебром — следы этого покрытия и сейчас видны на дереве. «Можно себе представить, какое впечатление амвон производил на новгородцев, — говорит Виктор Чмеленко. — Недаром в новгородской летописи сохранились записи, в которых о нем сказано: „Велми чуден, всякия лепоты украшен“. Нам удалось сохранить и законсервировать все подлинные детали этого уникального предмета».
В самом нижнем ряду, по окружности амвона, располагались деревянные фигуры, вырезанные из липы. Это люди в разных одеждах, с разными прическами и лицами, не повторяющимися дважды. «Но это не апостолы и не ангелы, — поясняет реставратор Анна Кондратьева. — Их в Новгороде называли „древяные человечки“. И кто они — пока для нас остается загадкой».
После расширения экспозиционных площадей под древнерусское искусство ГРМ планирует вернуть уникальный амвон в музейные залы.